МОСКВА, 22 июл - РИА Новости. Закрытие Белоруссией транзита нефтепродуктов в Латвию является для России поводом задуматься о том, какую позицию по отношению к ней занимает "единственный славянский партнер", и продолжить политику диверсификации нефтяного экспорта, однако окончательно ликвидировать зависимость от транзитных стран удастся нескоро, считают опрошенные РИА Новости российские эксперты.
Белоруссия заявила о приостановке эксплуатации своего участка нефтепродуктопровода Унеча-Вентспилс, принадлежащего российскому "Транснефтепродукту", из-за неудовлетворительного технического состояния.
Российская компания не отрицает наличия дефектов, однако отмечает, что согласовала с белорусской стороной график ремонта и его не нарушала, поэтому остановка работы трубопровода стала для нее неожиданностью.
Доля экспорта нефтепродуктов по данному трубопроводу сравнительно невелика.
По оценке аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, в первом полугодии 2009 года по нефтепродуктопроводу Унеча-Вентспилс поступило 4,7 миллиона тонн дизельного топлива. "Если учесть, что общий экспорт нефтепродуктов из РФ составляет порядка 100 миллионов тонн в год, по данному маршруту осуществляется около 10% поставок", - сказал он.
Россия проводит политику планомерной диверсификации поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж. Еще в 2006 году в связи с аварией было закрыто ответвление нефтепровода "Дружба", по которому нефть поступала на литовский НПЗ в Мажейкяе, напомнил Нестеров. Вместо ремонта Россия решила строить нефтепровод от Унечи до Усть-Луги в обход Белоруссии, и эта ветка закрыта до сих пор.
"Кроме того, Россия планирует прекратить поставки по закрытому белорусами продуктопроводу по мере завершения строительства собственных экспортных терминалов на побережье Балтийского моря, чтобы избегать затрат, связанных с дорогостоящим транзитом и перевалкой нефтегрузов в портах третьих стран", - отметил эксперт.
МЕСТИ НЕТ, ЕСТЬ ПОЛИТИКА
По его словам, на первый взгляд закрытие эксплуатации нефтепродуктопровода со стороны Белоруссии может показаться "местью" за планы России по диверсификации энергопоставок за рубеж, поскольку для Минска транзит газа, нефти и нефтепродуктов имеет особое значение.
"По основной "трубе" нефтепровода "Дружба" через Белоруссию ежегодно поставляется порядка 80 миллионов тонн нефти в год, включая более 20 миллионов тонн для потребностей страны. За транзит нефти Белоруссия ежегодно получает около 200 миллионов долларов", - отметил Нестеров.
Понятно, что в случае снижения объемов транзита Белоруссия пострадает. "Однако я не стал бы говорить о какой-то "мести", - сказал эксперт. Во-первых, о дефектах объявляют со ссылкой на зарубежных экспертов, то есть политическая подоплека сомнительна. Во-вторых, белорусская сторона готова запустить трубопровод в строй, как только "Транснефтепродукт" примет меры к устранению неполадок. Тем более, аналогичные инциденты были в 2007 году, когда трубопровод закрывался дважды, напоминает Нестеров.
В подобных случаях технические сложности часто имеют под собой политическую подоплеку, так было и в случае с поставками нефти на литовский НПЗ в Мажейкяе, полагает генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.
По его словам, в последнее время отношения между Москвой и Минском охладились - это и "мясная", и "молочная" война, и отказ президента страны Александра Лукашенко от посещения мероприятий в РФ.
Белоруссия нередко пытается шантажировать Россию тем, что изменит ориентацию на "проевропейскую". "При этом на днях Лукашенко заявил - мол, без России мы никуда", - напомнил Симонов, назвав подобную смену ориентиров привычным для Минска способом ведения внешней политики.
ТРУБОПРОВОД ДЛЯ ПОЛУФАБРИКАТА
По заявлениям белорусских официальных лиц, ремонтные работы на продуктопроводе уже начаты, и после устранения наиболее серьезных дефектов поставки по нему будут возобновлены, добавил Нестеров.
Транзит выгоден, прежде всего, Белоруссии, поэтому будут предприняты все меры, чтобы работа Унеча-Вентспилс восстановилась как можно скорее, считают эксперты информационно-аналитического центра "Кортес".
Сейчас построен и действует нефтепродуктопровод "Север", но он ориентирован лишь на поставки высококачественного дизтоплива в Северную Европу, соответствующего строгим европейским требованиям.
То, что идет через закрытый белорусами трубопровод - полуфабрикат, который доводится "до ума" уже в Европе. Оба эти продукта в одном трубопроводе смешивать нельзя, поэтому без закрытого трубопровода не обойтись, отмечают эксперты "Кортеса".
Кроме "Севера", сейчас строится и продуктопровод "Юг", рассчитанный на экспорт высококачественного дизтоплива в страны Средиземноморья.
Возможно, "белорусский демарш" станет поводом ускорить его строительство, а также расширить поставки через "Север", но главное - наладить в России массовый выпуск топлива, соответствующего европейскому уровню, тогда в перспективе Россия сможет диверсифицировать экспорт по всем направлениям, полагают в "Кортесе".
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
Для России все это - очередной повод задуматься о том, что у Белоруссии, которую она привыкла считать "единственным славянским партнером", нет вменяемой позиции по отношению к РФ, отмечает Симонов.
По его словам, Минск с тем же успехом хоть завтра может развязать любую другую "войну" по всему перечню экспорта - хоть "конфетную", хоть "транспортную". "Проблема отношений между двумя странами комплексная, и способов ее решения пока не видно", - полагает политолог.
Кроме Белоруссии, которая однозначно потеряет на снижении объемов транзита, в этой истории есть еще один очевидный пострадавший - Латвия. По словам Симонова, закрытие нефтепродуктопровода приведет к снижению объемов торговли нефтепродуктами через порт в Вентспилсе. "На этом потеряют как владельцы порта, так и страна в целом", - отметил он. И это при том, что никаких противоречий с Латвией на данный момент у России нет.