Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наркоторговцам нельзя позволить умереть от смеха

© Flickr / JasonRogersFooDogGiraffeBeeПочему меры по предотвращению незаконного распространения наркотиков не дают должного эффекта?
Почему меры по предотвращению незаконного распространения  наркотиков не дают должного эффекта?
Россия готовит проект по ужесточению наказаний за контрабанду наркотиков в целом. Перед тем как уйти на каникулы, Совет Федерации выступил с инициативой ввести пожизненное заключение для оптовых наркоторговцев.

Петр Гончаров,  для РИА Новости. 

Россия готовит проект по ужесточению наказаний за контрабанду наркотиков в целом. Перед тем как уйти на каникулы, Совет Федерации   выступил с инициативой ввести пожизненное заключение для оптовых наркоторговцев. Этот вопрос обсуждался на встрече руководства верхней палаты с премьер-министром Владимиром Путиным.

Необходимость совершенствовать соответствующие положения Уголовного кодекса не от хорошей жизни. По словам первого вице-спикера  верхней палаты Александра Торшина, ситуация с наркотиками в России   приобрела не просто угрожающий характер, а мы сегодня как никогда  близко подошли к «черте невозврата». Сегодня в России от наркомании людей умирает больше, чем в дорожно-транспортных происшествиях.

По статистике сенатора, ежегодно от наркотиков в России прерывается от 30 тысяч молодых жизней, то есть в среднем - свыше 80 человек в  сутки. Притом, что это люди в самом трудоспособном возрасте: от 18 до 39 лет. В целом же ряды наркоманов в России насчитывают сегодня, по официальным данным, от 2 до 2,5 млн. человек.

Почему меры по предотвращению незаконного распространения  наркотиков не дают должного эффекта? Во многом из-за  несовершенства  российского антинаркотического законодательства, чем, естественно, активно пользуется российская наркомафия. Как говорит сенатор Торшин – а чего ей бояться? Самое страшное, что может грозить наркобаронам, так это умереть со смеху, глядя на российский Уголовный кодекс в части, касающейся распространения и сбыта наркотиков.

Как пояснил сенатор, особо крупным размером для наркотиков  является масса свыше 2,5 граммов. Отсутствие иных весовых критериев при определении степени общественной опасности преступлений, связанных с  незаконным оборотом наркотиков, приводит к тому, что ответственность за  сбыт 2,5 граммов героина аналогична ответственности за сбыт 10 или 100 кг такого же наркотика. Таким образом, оптовики по существу приравнены к мелким «сошкам» и при наказании несут равную, а зачастую и меньшую ответственность или просто избегают её.

Отсюда и естественная необходимость ввести в законодательство дополнительный квалифицирующий признак для оптовиков. Речь о более  жесткой уголовной ответственности за сбыт и распространение наркотиков в сверхкрупных размерах. Жесткой - вплоть до пожизненного лишения свободы. И начиная со срока в 15 лет. Сенатор уверен, что предлагаемый Советом Федерации проект станет более эффективным механизмом борьбы с наркотиками в России, чем это было до сегодняшнего дня.

Судя по тону голоса в телефонной трубке, Александр Торшин, как  один из разработчиков проекта, искренне надеется, что дело, наконец-то, сдвинется с места. Ведь по большому счету мы так и не видим ни одного громкого наркодела в России. А история с несовершенством УК в части наркотиков тянется уже не первый год.

Помнится, в 2004 году силовиками были предприняты попытки ужесточить УК по наркотикам. С этой целью был подготовлен предварительный список «разовых доз» различных видов наркотика для российского законодательства. И что? Правозащитники выяснили, что предлагаемые «разовые» намного ниже «реальных разовых», т.е. – ниже реально употребляемой разовой дозы. И начался шум - в принципе, правильный, так как была действительная опасность, что в тюрьму опять будут попадать лишь потребители, простые наркоманы, а отнюдь не торговцы и уж точно не наркобароны. Тогда, в 2004-м, правозащитники восторжествовали. Что теперь?

Мне все-таки хотелось бы верить в оптимизм Торшина. Дело в том, что его предложения не сводятся к увеличению сроков, сенатор очевидно всерьез изучил проблему, начиная от ее корней. Они – в Афганистане. Торшин -  первый россиянин подобного статуса, который заявляет, что в борьбе с афганскими наркотиками (опиаты в России более чем на 90% афганского производства) России приходится рассчитывать исключительно на себя – на свое законодательство, на свои соответствующие ведомства и т.д.

Посмотрим на недавнее Совместное заявление президентов России и США по Афганистану, в котором афганские наркотики неожиданно прозвучали громко. Заявление – это не декларация, а программа действий, причем оптимальных: обе страны настроены на дальнейшую реализацию антинаркотического проекта под эгидой Совета Россия-НАТО.

Это означает, что фактически США впервые согласились с Москвой, которая поставила вопрос о совместной борьбе с наркотиками в Афганистане, пусть даже при этом не упоминая ни ОДКБ, ни ШОС, что, конечно же, было условием с американской стороны. Понятно, что это  уступка Москве, которая неоднократно ставила вопрос о наркотиках в Афганистане - и всегда в увязке с американским военным присутствием в этой стране. А чем, действительно, там занимаются США, если опийный мак растет прямо под носом у них?

Уступка  существенная. В свое время бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд так трактовал проблему: коль скоро афганский опий «растет на деньги России и Европы» (через которые идет транзит), вот пусть они с ним и воюют. Но времена меняются, и, оказывается, без России афганскую проблему и в целом решить непросто, и в частности, той, что касается опия.

Однако как ее можно решить? Есть только два известных способа эффективной борьбы с опием в местах его производства. Первый – силовой метод, то есть уничтожение посевов опийного мака на корню, и второй – легализация опия. Третьего метода не дано в принципе, и все усилия по его поискам только зря переводят время и этим пополняют карманы наркобаронов.

Пока попытки силового метода результатов в Афганистане не дают. Несмотря на все призывы Москвы к США и НАТО бороться именно с посевами, ситуация не меняется. Сегодня ясно, что на силовые действия ни ISAF, ни НАТО, ни тем более США в Афганистане не пойдут. Им не позволят этого их национальные парламенты: потребуется куда больше человеческих сил и средств. Каков выход? Быть может, легализация  производства опия в Афганистане на сегодня и есть самый оптимальный вариант? По крайней мере, производство будет под контролем, и хоть что-то будет поступать в госказну. А вот начиная от афганских границ, нужны куда более серьезные усилия, чем сейчас. Включая пожизненные сроки для торговцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала