Рейтинг@Mail.ru
Наркоторговцам нельзя позволить умереть от смеха - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наркоторговцам нельзя позволить умереть от смеха

© Flickr / JasonRogersFooDogGiraffeBeeПочему меры по предотвращению незаконного распространения наркотиков не дают должного эффекта?
Почему меры по предотвращению незаконного распространения  наркотиков не дают должного эффекта?
Читать ria.ru в
Дзен
Россия готовит проект по ужесточению наказаний за контрабанду наркотиков в целом. Перед тем как уйти на каникулы, Совет Федерации выступил с инициативой ввести пожизненное заключение для оптовых наркоторговцев.

Петр Гончаров,  для РИА Новости. 

Россия готовит проект по ужесточению наказаний за контрабанду наркотиков в целом. Перед тем как уйти на каникулы, Совет Федерации   выступил с инициативой ввести пожизненное заключение для оптовых наркоторговцев. Этот вопрос обсуждался на встрече руководства верхней палаты с премьер-министром Владимиром Путиным.

Необходимость совершенствовать соответствующие положения Уголовного кодекса не от хорошей жизни. По словам первого вице-спикера  верхней палаты Александра Торшина, ситуация с наркотиками в России   приобрела не просто угрожающий характер, а мы сегодня как никогда  близко подошли к «черте невозврата». Сегодня в России от наркомании людей умирает больше, чем в дорожно-транспортных происшествиях.

По статистике сенатора, ежегодно от наркотиков в России прерывается от 30 тысяч молодых жизней, то есть в среднем - свыше 80 человек в  сутки. Притом, что это люди в самом трудоспособном возрасте: от 18 до 39 лет. В целом же ряды наркоманов в России насчитывают сегодня, по официальным данным, от 2 до 2,5 млн. человек.

Почему меры по предотвращению незаконного распространения  наркотиков не дают должного эффекта? Во многом из-за  несовершенства  российского антинаркотического законодательства, чем, естественно, активно пользуется российская наркомафия. Как говорит сенатор Торшин – а чего ей бояться? Самое страшное, что может грозить наркобаронам, так это умереть со смеху, глядя на российский Уголовный кодекс в части, касающейся распространения и сбыта наркотиков.

Как пояснил сенатор, особо крупным размером для наркотиков  является масса свыше 2,5 граммов. Отсутствие иных весовых критериев при определении степени общественной опасности преступлений, связанных с  незаконным оборотом наркотиков, приводит к тому, что ответственность за  сбыт 2,5 граммов героина аналогична ответственности за сбыт 10 или 100 кг такого же наркотика. Таким образом, оптовики по существу приравнены к мелким «сошкам» и при наказании несут равную, а зачастую и меньшую ответственность или просто избегают её.

Отсюда и естественная необходимость ввести в законодательство дополнительный квалифицирующий признак для оптовиков. Речь о более  жесткой уголовной ответственности за сбыт и распространение наркотиков в сверхкрупных размерах. Жесткой - вплоть до пожизненного лишения свободы. И начиная со срока в 15 лет. Сенатор уверен, что предлагаемый Советом Федерации проект станет более эффективным механизмом борьбы с наркотиками в России, чем это было до сегодняшнего дня.

Судя по тону голоса в телефонной трубке, Александр Торшин, как  один из разработчиков проекта, искренне надеется, что дело, наконец-то, сдвинется с места. Ведь по большому счету мы так и не видим ни одного громкого наркодела в России. А история с несовершенством УК в части наркотиков тянется уже не первый год.

Помнится, в 2004 году силовиками были предприняты попытки ужесточить УК по наркотикам. С этой целью был подготовлен предварительный список «разовых доз» различных видов наркотика для российского законодательства. И что? Правозащитники выяснили, что предлагаемые «разовые» намного ниже «реальных разовых», т.е. – ниже реально употребляемой разовой дозы. И начался шум - в принципе, правильный, так как была действительная опасность, что в тюрьму опять будут попадать лишь потребители, простые наркоманы, а отнюдь не торговцы и уж точно не наркобароны. Тогда, в 2004-м, правозащитники восторжествовали. Что теперь?

Мне все-таки хотелось бы верить в оптимизм Торшина. Дело в том, что его предложения не сводятся к увеличению сроков, сенатор очевидно всерьез изучил проблему, начиная от ее корней. Они – в Афганистане. Торшин -  первый россиянин подобного статуса, который заявляет, что в борьбе с афганскими наркотиками (опиаты в России более чем на 90% афганского производства) России приходится рассчитывать исключительно на себя – на свое законодательство, на свои соответствующие ведомства и т.д.

Посмотрим на недавнее Совместное заявление президентов России и США по Афганистану, в котором афганские наркотики неожиданно прозвучали громко. Заявление – это не декларация, а программа действий, причем оптимальных: обе страны настроены на дальнейшую реализацию антинаркотического проекта под эгидой Совета Россия-НАТО.

Это означает, что фактически США впервые согласились с Москвой, которая поставила вопрос о совместной борьбе с наркотиками в Афганистане, пусть даже при этом не упоминая ни ОДКБ, ни ШОС, что, конечно же, было условием с американской стороны. Понятно, что это  уступка Москве, которая неоднократно ставила вопрос о наркотиках в Афганистане - и всегда в увязке с американским военным присутствием в этой стране. А чем, действительно, там занимаются США, если опийный мак растет прямо под носом у них?

Уступка  существенная. В свое время бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд так трактовал проблему: коль скоро афганский опий «растет на деньги России и Европы» (через которые идет транзит), вот пусть они с ним и воюют. Но времена меняются, и, оказывается, без России афганскую проблему и в целом решить непросто, и в частности, той, что касается опия.

Однако как ее можно решить? Есть только два известных способа эффективной борьбы с опием в местах его производства. Первый – силовой метод, то есть уничтожение посевов опийного мака на корню, и второй – легализация опия. Третьего метода не дано в принципе, и все усилия по его поискам только зря переводят время и этим пополняют карманы наркобаронов.

Пока попытки силового метода результатов в Афганистане не дают. Несмотря на все призывы Москвы к США и НАТО бороться именно с посевами, ситуация не меняется. Сегодня ясно, что на силовые действия ни ISAF, ни НАТО, ни тем более США в Афганистане не пойдут. Им не позволят этого их национальные парламенты: потребуется куда больше человеческих сил и средств. Каков выход? Быть может, легализация  производства опия в Афганистане на сегодня и есть самый оптимальный вариант? По крайней мере, производство будет под контролем, и хоть что-то будет поступать в госказну. А вот начиная от афганских границ, нужны куда более серьезные усилия, чем сейчас. Включая пожизненные сроки для торговцев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала