Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Американская автокомпания General Motors 20 июля приняла окончательные заявки на покупку своей немецкой «дочки» Opel от трех претендентов – консорциума канадской Magna и Сбербанка, бельгийского инвестфонда RHJ и китайского автопроизводителя BAIC. Все старались улучшить свои предложения, как могли.
Magna и Сбербанк решили поделить 55% акций Opel пополам, хотя ранее Сбербанк собирался получить – 35%, а Magna – только 20% немецкого автоконцерна. Снижение доли Сбербанка должно понравиться General Motors и увеличить шансы российско-канадского консорциума.
В GM сообщили, что получили обновленные заявки от трех оставшихся претендентов, но не стали раскрывать их содержания. Однако в СМИ все-таки просочилась информация, каким образом канадский производитель автокомплектующих Magna и российский Сбербанк улучшили свое предложение.
Magna и Сбербанк, как уже сказано, по-прежнему хотят купить 55% акций Opel, но теперь намерены поделить этот пакет между собой пополам, то есть получить по 27,5% акций Opel. Остальные же условия предложения не изменились. 10% акций Opel достанется работникам концерна, 35% - останется у GM. У правительства Германии Сбербанк и Magna просят госгарантий по кредитам для Opel на 4,5 млрд евро и обещают инвестировать в концерн 500-700 млн евро. Какой объем из этой суммы пойдет на оплату приобретаемого пакета акций, а сколько останется на прямые инвестиции, Magna и Сбербанк не говорят.
Очевидно, что Сбербанк, для которого автопром – непрофильный бизнес, является финансовым инвестором и собирается со временем перепродать свою долю в Opel одному из российских автопроизводителей. Скорее всего, это будет группа ГАЗ, которая выступает технологическим партнером консорциума Magna и Сбербанк.
GM, в свою очередь, хочет, хотя бы формально, оставаться крупнейшим акционером в Opel. Поэтому не исключено, что уменьшение приобретаемой Сбербанком доли – до 27,5% акций – в Opel сделано в угоду GM, которая будет владеть 35% акций немецкого автоконцерна.
Вдобавок, чтобы еще больше подружиться с GM, совет директоров группы ГАЗ 20 июля избрал своим председателем Бо Андерсона, недавно ушедшего с поста вице-президента GM. Российский миллиардер Олег Дерипаска, которому принадлежит ГАЗ, заявил, что Андерсон поможет его автокомпании не просто выстоять в кризисный период, но и выйти из него с новыми продуктами и более высоким качеством.
О том, как улучшили свои заявки конкуренты российско-канадского концерна, известно меньше. Ранее сообщалось, что бельгийский фонд RHJ предлагал за 50,1% акций Opel 275 млн евро, но просил гарантий по кредитам от немецкого правительства на 700 млн евро меньше, чем Magna и Сбербанк (3,8 млрд евро по сравнению с 4,5 млрд евро).
По данным немецких СМИ, улучшение предложения инвестфонда RHJ состоит в том, что он обязался вернуть властям Германии выделяемые на Opel госсредства не позднее 2014 года. (Правительство Германии обещало выделить для Opel, после его продажи, краткосрочных кредитов на 1,5 млрд евро.) Правда не известно, каков был прежний дедлайн у RHJ и каковы дедлайны возврата госкредитов у других претендентов.
О предложении китайской BAIC известно только то, что первоначально она предлагала за 51-процентную долю в немецком автоконцерне 660 млн евро и просила госгарантий лишь на 2,64 млрд евро.
Мнения о том, кто является лидером в гонке за обладание Opel, расходятся. Сильная сторона заявки Magna и Сбербанка – ее поддержка как правительством Германии, так и российскими властями. Но у Magna и Сбербанка были противоречия с GM.
Magna и Сбербанк хотели получить права на интеллектуальную собственность Opel в объеме, который, по мнению GM, не был предусмотрен первоначальным соглашением. Помимо этого российско-канадский консорциум хотел получить контроль над сбытовой сетью GM в России, с чем американцы также были не согласны.
По этим причинам шансы на приобретение Opel выросли у бельгийского фонда RHJ. Однако последние неординарные шаги Сбербанка, ГАЗа и Magna окончательно запутали ситуацию.
Когда будет названо имя победителя в гонке за обладание Opel, пока точно не известно. Финальные заявки претендентов должны проанализировать не только в совете директоров американской автокомпании и в правительстве Германии, но и в министерстве финансов США. Дело в том, что в результате процедуры добровольного банкротства, из которой GM вышла только 10 июля, она на 60,1% принадлежит правительству США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции