Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Эпопея вокруг закона «О торговле», который уже пять лет является предметом ожесточенной борьбы различных лоббистских группировок, похоже, подходит к концу. На прошлой неделе на заседании президиума правительства законопроект был в целом одобрен и передан в Госдуму. Предполагается, что окончательный вариант документа будет принят уже в сентябре этого года, а с 1 января 2010 года закон вступит в силу. Закон о торговле должен решить сразу несколько задач: урегулировать отношения между производителями и торговцами, устранить диспропорции на рынке, мешающие развитию среднего бизнеса, и затормозить рост цен.
Попытки решить эти вопросы путем заключения неформальных соглашений между правительством и торговцами или принятием кодекса добросовестных практик, закончились провалом. Это неудивительно - слишком велика цена вопроса, чтобы какая-то из сторон добровольно поступилась собственными интересами. Достаточно сказать, что по итогам 2008 года оборот розничной торговли составлял почти 14 трлн руб.
Главные претензии к рознице со стороны поставщиков и производителей таковы. Аграрии сетуют, что процесс ценообразования на продовольственном рынке непрозрачен, цены на полках магазинов в несколько раз превышают отпускные цены производителей, а розничная наценка порой достигает 45-60% от конечной цены товара. Вот пример: литр сырого молока (5-6% жирности) у производителей стоит от 7 до 14 рублей, а литр 3-процентного молока на полке магазина продается по 36-40 рублей.
Но это, разумеется, не все: поставщикам приходится оплачивать так называемый «входной билет», то есть платить за возможность выставить товар на полке супермаркета, выплачивать продавцу так называемые бонусы, мириться с многомесячной отсрочкой платежей за поставленный товар и брать на себя обязательство в течение нескольких месяцев не менять цены на поставляемый товар.
Разумеется, у торговцев есть контраргументы. Входной билет, по их мнению, помогает решить проблему дефицита торговых площадей и отсечь недобросовестных производителей.
И все же, очевидный результат такой политики - рост цен на продукты питания. Менее очевидный, но не менее значимый - выдавливание с рынка мелких и средних товаропроизводителей, для которых кабальные условия сетевых ритейлеров непосильны. Порой сетевики просто не пускают товары региональных фермеров и переработчиков в свои магазины, предпочитая товары крупных федеральных или зарубежных поставщиков, с которыми у них налажены отношения. В итоге, доля произведенных в конкретном регионе товаров на полках сетевых супермаркетах часто не превышает 10%.
Поэтому сельскохозяйственное и промышленное лобби настаивало на законодательном запрете всех дополнительных платежей, а также на ограничении для ритейлеров возможных отсрочек по платежам. Бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, кроме того, добивался для государства права регулировать торговые наценки.
Казалось, что после множественных баталий ритейлерам удалось отстоять наиболее выгодный для себя вариант. Прежде всего, предельно ясно прописан ключевой момент: регулировать торговые наценки государство не вправе. В свою очередь, розница должна отказаться от включения в договора с поставщиками любых видов бонусов и «входных билетов», кроме того, сетям запрещено требовать плату за изменение ассортимента и вынуждать поставщиков заключать договоры на эксклюзивные поставки или предоставлять сведения о поставках другим продавцам. Однако ритейлер сохраняет право на так называемую «объемную скидку», то есть премию за объем реализованной продукции (по сути, тоже бонус), а также право на взимание платы за маркетинговые рекламные, логистические и иные услуги, на основе дополнительных договоров. Ряд участников рынка полагают, что плата за эти дополнительные услуги наряду с передачей денег из рук в руки и станет новой формой «входного билета».
Еще одно нововведение, по идее, должно увеличить конкурентоспособность местных производителей - торговцы обязаны резервировать под продукты, произведенные на территории региона, в котором находится торговая точка не меньше 20% мест на своих полках. Но последнее слово будет за региональными чиновниками, которые вправе уменьшить данную квоту.
Победой поставщиков можно считать законодательное ограничение отсрочек по платежам - 30 дней для большинства продовольственных товаров, продукты со сроком годности менее десяти дней, а также замороженные мясо и курица должны быть оплачены не более чем за десять дней с момента приемки. На оплату продуктов со сроком годности свыше 30 дней отводится 45 дней, и 75 дней на оплату алкогольной и табачной продукции.
Но главный неприятный сюрприз ждал сетевиков буквально накануне передачи документа в Госдуму. В последний момент, по требованию правительства в законе появилась статья номер 16, ограничивающая так называемый порог доминирования.
Предложения ограничить порог доминирования звучали не раз, например, в начале весны этого антимонопольное ведомство предлагало ограничить порог доминирования торговых сетей до 15%, а в Москве и Петербурге - до 5%, но всякий раз торговцам удавалось торпедировать подобные инициативы. На сей раз, похоже, не удалось. Злополучная 16-я статья предполагает, что продуктовая сеть с оборотом более 1 млрд руб., если ее доля превышает 25% от общего объема реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах городского округа или муниципального образования, а также в границах городов Москва и Санкт-Петербург, не вправе приобретать или строить новые торговые объекты.
Представители торговый сетей поспешили заявить, что такое нововведение ставит крест на развитии сетевой торговли как таковой. Однако внимательное прочтение статьи, оставляет немало вопросов. Главный из них - что помешает сетям расширяться, открывая новые магазины на арендованных площадях?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции