В манерах Вии Артмане и на сцене, и в жизни всегда чувствовалось особое благородство, породившее предположения об ее аристократическом происхождении. На самом деле актриса вышла из крестьянской семьи. 21 июля звезде советского кино Вии Артмане исполнилось бы 80 лет.
© РИА НовостиЕе называли Балтийской богиней и матерью Латвии, при этом ее отец был немцем, а мать - полькой. Ее считали эталоном женственности, а она не была счастлива в личной жизни. Ее звали Королевой, но в детстве она работала пастушкой, а последние годы жизни прожила на даче. 21 июля звезде советского кино Вии Артмане исполнилось бы 80 лет.
Ее называли Балтийской богиней и матерью Латвии, при этом ее отец был немцем, а мать - полькой. Ее считали эталоном женственности, а она не была счастлива в личной жизни. Ее звали Королевой, но в детстве она работала пастушкой, а последние годы жизни прожила на даче. 21 июля звезде советского кино Вии Артмане исполнилось бы 80 лет.
1 из 15
© РИА НовостиВ манерах Вии Артмане и на сцене, и в жизни всегда чувствовалось особое благородство, породившее предположения об ее аристократическом происхождении. На самом деле актриса вышла из крестьянской семьи.
В манерах Вии Артмане и на сцене, и в жизни всегда чувствовалось особое благородство, породившее предположения об ее аристократическом происхождении. На самом деле актриса вышла из крестьянской семьи.
2 из 15
© РИА Новости / Георгий Тер-Ованесов | Перейти в медиабанкОна поступила в драматическую студию при художественном театре имени Райниса. Не по протекции, а лишь благодаря редкой красоте и таланту. Она была любимой ученицей основателя труппы, режиссера Эдуарда Смильгиса. Со стороны ее путь к вершинам выглядел на удивление гладким. После окончания училища в 1949 году Вия стала профессиональной актрисой, и шаг за шагом шла к трону латышской сцены, примеряя, как короны, роли из классического репертуара: пастушка стала грациозной Джульеттой из драмы Шекспира (1953), и эта роль принесла ей первый успех, а в зените карьеры уже играла самих королев. Вспомнить хотя бы Елизавету Английскую из одноименной пьесы Брукнера (1980).
Она поступила в драматическую студию при художественном театре имени Райниса. Не по протекции, а лишь благодаря редкой красоте и таланту. Она была любимой ученицей основателя труппы, режиссера Эдуарда Смильгиса. Со стороны ее путь к вершинам выглядел на удивление гладким. После окончания училища в 1949 году Вия стала профессиональной актрисой, и шаг за шагом шла к трону латышской сцены, примеряя, как короны, роли из классического репертуара: пастушка стала грациозной Джульеттой из драмы Шекспира (1953), и эта роль принесла ей первый успех, а в зените карьеры уже играла самих королев. Вспомнить хотя бы Елизавету Английскую из одноименной пьесы Брукнера (1980).
3 из 15
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНо всенародную славу Вии Артмане принесли работы в кино. На экране она была удивительно органична и продемонстрировала такой широкий диапазон актерских возможностей, который не удалось воплотить даже таким знаменитым актрисам, как Вивьен Ли или Марлен Дитрих. На фото: Вия Артмане в роли Мары и Вольдемар Зандберг в роли Жубура в художественном фильме "На пороге бури".
Но всенародную славу Вии Артмане принесли работы в кино. На экране она была удивительно органична и продемонстрировала такой широкий диапазон актерских возможностей, который не удалось воплотить даже таким знаменитым актрисам, как Вивьен Ли или Марлен Дитрих. На фото: Вия Артмане в роли Мары и Вольдемар Зандберг в роли Жубура в художественном фильме "На пороге бури".
4 из 15
© РИА НовостиРоль паромщицы Сони, многодетной матери в мелодраме «Родная кровь» сделала латышскую актрису общероссийской звездой. На фото: Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме "Родная кровь".
Роль паромщицы Сони, многодетной матери в мелодраме «Родная кровь» сделала латышскую актрису общероссийской звездой. На фото: Вия Артмане и Евгений Матвеев в фильме "Родная кровь".
5 из 15
© РИА НовостиВ Артмане публика видела то, какой должна быть женщина. Выпрями спину, стань красавицей, надень легкие туфли, сними сапоги, танцуй, используй косметику, соблазняй, флиртуй, командуй, встань с мужчиной на равных, - в популярности Артмане скрыт феминистский прорыв. На фото: Вия Артмане в фильме "Эдгар и Кристина".
В Артмане публика видела то, какой должна быть женщина. Выпрями спину, стань красавицей, надень легкие туфли, сними сапоги, танцуй, используй косметику, соблазняй, флиртуй, командуй, встань с мужчиной на равных, - в популярности Артмане скрыт феминистский прорыв. На фото: Вия Артмане в фильме "Эдгар и Кристина".
6 из 15
© РИА НовостиЗрители увлеклись не столько самой актрисой, сколько ее чувством достоинства. В каком-то смысле Артмане стала воплощением этических и политических принципов нарождающегося в СССР феминизма. На фото: 1968 год. Вия Артмане в фильме "Пленники Железной звезды".
Зрители увлеклись не столько самой актрисой, сколько ее чувством достоинства. В каком-то смысле Артмане стала воплощением этических и политических принципов нарождающегося в СССР феминизма. На фото: 1968 год. Вия Артмане в фильме "Пленники Железной звезды".
7 из 15
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВия Артмане в роли Оны и Донатас Банионис в роли Вайткуса в фильме "Никто не хотел умирать".
Вия Артмане в роли Оны и Донатас Банионис в роли Вайткуса в фильме "Никто не хотел умирать".
8 из 15
© РИА НовостиВия Артмане в фильме "Никто не хотел умирать".
© РИА Новости / Уласевич | Перейти в медиабанкВия Артмане в роли Оны и Донатас Банионис в роли Вайткуса в фильме "Никто не хотел умирать".
Вия Артмане в роли Оны и Донатас Банионис в роли Вайткуса в фильме "Никто не хотел умирать".
10 из 15
© РИА НовостиГунар Цилинский и Вия Артмане в фильме Виктора Георгиева "Сильные духом".
© РИА Новости / Александр Лыскин | Перейти в медиабанк1984 год. Вия Артмане в сцене из трагедии Рудольфа Блауманиса "Блудный сын".
1984 год. Вия Артмане в сцене из трагедии Рудольфа Блауманиса "Блудный сын".
12 из 15
© РИА НовостиКогда Вию Артмане спрашивали, была ли в ее жизни любовь, "как в кино", она отвечала: "Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо... Был отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было".
Отдушину Вия Артмане находила в "другом подарке судьбы" - в детях.
Отдушину Вия Артмане находила в "другом подарке судьбы" - в детях.
Когда Вию Артмане спрашивали, была ли в ее жизни любовь, "как в кино", она отвечала: "Любовь была на сцене, а в жизни она прошла мимо... Был отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было".
Отдушину Вия Артмане находила в "другом подарке судьбы" - в детях.
Отдушину Вия Артмане находила в "другом подарке судьбы" - в детях.
13 из 15
© РИА Новости / Лыскин АлександрВия Артмане стала лицом Латвии, возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира, заседала в жюри кинофестивалей. Затем между Латвией и Россией произошел разрыв, который Вия Артмане, по ее словам, пережила очень болезненно: "Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне… ".
Вия Артмане стала лицом Латвии, возглавляла Союз театральных деятелей Латвии, была членом Советского комитета защиты мира, заседала в жюри кинофестивалей. Затем между Латвией и Россией произошел разрыв, который Вия Артмане, по ее словам, пережила очень болезненно: "Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне… ".
14 из 15
© РИА Новости / Александр ЛыскинВслед за сыном Вия Артмане приняла православие. Она была крещена как Елисавета. "…Я давно чувствовала тяготение к этой вере… - признавалась актриса. - И это не поза - это мой выбор".
Вслед за сыном Вия Артмане приняла православие. Она была крещена как Елисавета. "…Я давно чувствовала тяготение к этой вере… - признавалась актриса. - И это не поза - это мой выбор".
15 из 15