В России продолжается обсуждение проекта "Наша новая школа". Об изменениях в системе повышения квалификации учителей и её будущем рассказал РИА Новости президент Российской академии образования Николай Никандров.
- Как вы относитесь к тезису проекта о том, что повышать квалификацию учителя смогут не только в профильных учебных заведениях, но и в классических университетах?
- Я отношусь к этому положительно. По умолчанию считается, что учителя могут повышать квалификацию в различных институтах переподготовки и повышения квалификации. Но этим возможности не ограничиваются, есть другие варианты.
Законом «Об образовании» учителю предоставлено право выбора, где проходить переподготовку, поэтому никакой монополии на повышение квалификации нет.
Другой вопрос, что за обучение обычно платит организация, которая направляет сотрудника. Очень редки случаи, когда их оплачивает учитель из своего кармана. Да и о массовости такого перехода речь не идет, это возможность, которой учитель может воспользоваться, а может ей и пренебречь.
- Что уникального могут дать учителям классические университеты, чему не научат в институтах повышения квалификации?
- Все зависит от конкретного университета и института повышения квалификации. Педагогический ВУЗ, и, тем более, классический университет может дать теоретическую подготовку более высокого уровня, что профильные институты. Если посмотреть анализ кадров, то самые квалифицированные кадры в области науки находится в классических и педагогических ВУЗах.
Если брать педагогику и методику, то здесь ситуация иная. Наиболее близки практике именно сотрудники этих институтов, ориентированные на учителя. Это не значит, что преподаватели кафедр методик в классических университетах не квалифицированы, но они чуть более отделены от практики. Институты повышения квалификации в первую очередь ориентированы на учителя уже работающего, педагогические же ВУЗы созданы для подготовки студентов, которые только готовятся стать учителями. Классические университеты в этом плане еще больше удалены от учителей.
Но если учитель хочет повысить свою квалификацию в той научной области, которой соответствует его предмет, то он может пойти в классический или педагогический университет, где более подготовленные кадры по этим предметам. Если же учителя больше интересует методическая подготовка, то это может быть институт повышения квалификации.
- Знакомы ли вам непрофильные ВУЗы, которые занимаются переподготовкой учителей и делают это успешно?
- В таких вещах сложно говорить об успешности. У нас при академии есть университет, в котором обучаются больше 20 тысяч студентов, из них около 5 тысяч в Москве. Во многих отделениях и филиалах университета есть факультеты повышения квалификации именно для работников образования. Однако в основном там обучаются сотрудники разных уровней департамента образования.
Это связано с тем, что наши программы больше ориентированы на работников управленческого звена – завучей, директоров школы и выше. Во-вторых, учителю деньги на обучение, как правило, найти сложнее. Особенно тем, кто работает в других городах. Мы проводили некоторые бесплатные сессии повышения квалификации, приглашали учителей из московской области, но это больше исключение их правил.
- Есть ли сейчас у учителей стимулы повышать квалификацию?
- Есть, но они в большинстве своем не из финансовой плоскости. Повышение квалификации автоматически не влечет к повышению зарплаты, но связь все равно есть. Тот, кто повышает квалификацию, может быть продвинут по карьерной лестнице, стать методистом или учителем высшей категории.
Работа учителя вообще очень трудна, и если человек понимает, что, если он научится чему-то, работа станет для него легче – это уже стимул. На мой взгляд, повышение квалификации должно вознаграждаться.
- Каковы на ваш взгляд перспективы системы переподготовки преподавателей?
- Сейчас многие учителя пользуются Интернетом. Дистанционная переподготовка преподавателей – перспективное направление. Другое дело, что это больше способ самообразования, нежели повышения квалификации, и на его пути есть препятствия. Сейчас ограничением является не столько стоимость Интернет услуг или приобретение компьютера, сколько некая «технофобия», неумение и нежелание работать с такой техникой. Одна из причин в том, что корпус учителей стареет, но невозможного нет, я знаю учителей почтенного возраста, которые совсем недавно научились пользоваться компьютером и Интернетом потому, что это открывает огромные возможности по поиску информации. Будущее системы повышения квалификации за разнообразием. Это маленькая часть большого тезиса Дмитрия Медведева о том, что «свобода лучше, чем несвобода».
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости