МОСКВА, 20 июл - РИА Новости, Светлана Янкина. Новый директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева, вступившая в должность 19 июля, рассчитывает на конструктивный диалог с Русской православной церковью в области современного искусства.
"Нам бы хотелось развивать конструктивный диалог с РПЦ не только в ключе древнерусского искусства, но и современного", - сказала она.
Лебедева - первая в истории музея женщина-директор - предполагает больше внимания уделять актуальному искусству с тем, чтобы "переломить его неприятие в обществе".
В частности, к участию в проектах современных российских художников, посвященных христианской теме, планируется привлекать представителей церкви.
"На базе таких спецпроектов можно устраивать круглые столы с представителями церкви, художниками и критиками", - сказала Лебедева.
Она надеется, что благодаря дискуссии недопонимание между разными представителями общества отпадет.
Одним из громких арт-скандалов последнего времени стал суд над теперь уже экс-руководителем отдела новейших течений ГТГ Андреем Ерофеевым и также экс-руководителем Центра имени Сахарова Юрием Самодуровым. Они обвиняются в разжигании расовой, национальной и религиозной вражды за проведение выставки "Запретное искусство-2006", которая прошла в марте 2007 года в Центре имени Сахарова.
"Хотелось бы нормального диалога, а не тех скандалов, которые возникают в связи с темой религии и искусства", - отметила директор ГТГ.
По ее словам, Третьяковская галерея должна жить как музей 21 века, принимая инновации, а также ориентироваться на молодое поколение, сохраняя традиции.
"При сохранении традиций, мы хотим сделать музей местом коммуникации и показывать произведения искусства с привлечением новых технологий", - пояснила она.
Также, по словам Лебедевой, не избежать и кадровых перестановок в музее, необходимость которых стала очевидна для нее за полтора месяца на посту исполняющего обязанности директора.
В ближайшие планы музея входит организация выставок, посвященных 100-летию Дягилевских сезонов, а также творчеству Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Исаака Левитана и Николая Ге.
Новый директор ГТГ напомнила, что за 15 лет, в течение которых музей возглавлял Валентин Родионов, удалось ввести в строй реконструированный главный корпус музея в Лаврушинском переулке, а также музей-храм Святителя Николая в Толмачах, куда могут приходить верующие, чтобы поклониться иконе Владимирской Богоматери (XII век) из собрания галереи.
Кроме того, был придуман и реализуется проект "Золотая карта Россия", удостоенный Госпремии РФ в области литературы и искусства в 2003 году.
Нового директора представил коллективу музея замминистра культуры Андрей Бусыгин в понедельник. После этого состоялся брифинг для прессы, во время которого на мобильный Лебедевой позвонил министр культуры Александр Авдеев с тем, чтобы, по ее словам, поздравить с официальным вступлением в должность.
Ирина Владимировна Лебедева (1956) - заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Академии художеств РФ. Родилась в Ростове Великом. Окончила Ленинградский Государственный Университет имени А.А. Жданова (1980, кафедра истории искусства исторического факультета). Параллельно с учебой в работала в Государственном Русском музее.
В Государственной Третьяковской галерее Лебедева работает с апреля 1985 года и прошла путь от простого научного сотрудника до директора (с 1987 по 1998 - старший научный сотрудник, с 1998 по 2001 - заместитель заведующего отделом, с 2001 по 2005 - заведующий отделом живописи первой половины ХХ века, с 2005 по 2009 - заместитель генерального директора по научной работе).
Начало работы Лебедевой в галерее совпало с перемещением коллекции советского искусства из Лаврушинского переулка в здание на Крымском валу и формированием новой экспозиции искусства ХХ века. Она принимала активное участие в обустройстве этого здания, создании необходимых условий для размещения коллекции.
В 2000 году при активном участии Лебедевой была завершена большая работа по переводу фонда живописи в новое хранилище, оснащенное современным оборудованием.
На протяжении 20-летней работы в Третьяковской галерее Лебедева участвовала в подготовке ряда выставочных проектов в России и за рубежом. Среди них - выставки Кандинского (Милан, Рим, 2000, Сен-Поль де Ванс, 2001), Никритина (Салоники, 2004), "Кубизм" (Третьяковская галерея, 2003), "Бубновый валет" (2005).
В то время, когда Лебедева возглавляла научную работу Третьяковской галереи, музей осуществил один из ярчайших проектов 2005 года - выставку "Энди Уорхол: художник современной жизни", одновременно с которой открылся кураторский проект Андрея Ерофеева "Русский поп-арт". Выставки посетили более 55 тысяч человек.
В настоящее время Лебедева большое внимание уделяет формированию в Третьяковской галерее коллекции современного искусства, основу которой составила коллекция музея "Царицыно", собранная экс-директором отдела новейших течений ГТГ Андреем Ерофеевым.