Виктор Литовкин, "НВО", специально для РИА Новости.
15 июля завершилась весенняя призывная компания 2009 года. Согласно указу президента России, в Вооруженные силы страны и другие воинские формирования направлено 305560 человек. Тех, кому до минувшей среды исполнилось 18 лет и не стало больше 27-ми, кто не пребывает в запасе и не имеет положенных по закону «О воинской обязанности и военной службе» отсрочек.
Одновременно в запас уволены все те, кто призывался в армию и на флот осенью 2007 года и весной прошлого года. Таких, напомним, было соответственно 219 тысяч и 133,2 тысячи человек. Это те, кто последними среди своих сверстников служил полтора года и первый раз – 12 месяцев. Отсюда и возникла столь «крупная» по сравнению с прошлыми годами цифра нынешнего пополнения вооруженных сил – три сотни тысяч, которые должны закрыть «брешь» увольняемых в запас.
Но это только любопытные подробности нынешней призывной компании. Если не считать еще одной небольшой детали. Окончание этого процесса было впервые за последние годы перенесено с 31 июня на 15 июля. Объясняют такой шаг генералы «гуманными соображениями»: раньше не все призывники успевали получить аттестаты зрелости и дипломы об окончании среднетехнических и высших учебных заведений, побывать на выпускном вечере в своей «альма-матер» к моменту отправки из военкомата в часть для прохождения воинской службы. Теперь у них появился «запас» в виде двух дополнительных недель. В остальном, несмотря на увеличение количества призывников, ничего принципиального в процессе превращения вчерашнего школьника, студента, безработного юноши в солдата и матроса не появилось.
Так же, как прежде, повторяются факты уклонений от воинской службы. И хотя, по словам начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Василия Смирнова, их сейчас меньше, чем было прежде, этой весной не явились по повесткам в военкомат 7100 человек (осенью 2008 года их было 7751, а в 2007 году – 12521). Опять, как и раньше, третья часть призывников, по результатам прохождения военно-медицинской комиссии, оказались негодными или ограниченно годными к несению воинской службы по состоянию здоровья. И цифра эта тоже практически не меняется. Осенью 2008 года их тоже было в пределах тридцати процентов (точнее, около 33 процентов).
В апреле нынешнего года тогдашний начальник Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ-начальник медицинской службы ВС РФ генерал-лейтенанта медицинской службы Владимира Шаппо (недавно он уволен в запас по возрасту) сообщил журналистам, что полностью годными к военной службе могут быть признаны 67,9 процента призывников, 24,4 процента – ограниченно годными. Временно негодными, теми, кому необходимо подлечиться, - 6,5 процента и абсолютно негодными - 1,2 процента юношей.
Из осеннего призыва более 10 тысячам солдат и матросов пришлось назначать дополнительное питание, так как их вес не соответствовал росту. А из-за того, что только 50-ти процентам наших молодых бойцов можно доверить оружие, на остальных 50 процентов выпадает дополнительная нагрузка. В том числе и несения караульной службы. А это создает ненужные сложности в воинских коллективах, которые потом проявляются в «дедовщине», «неуставных отношениях» и прочих случаях казарменного хулиганства.
Этой весной основными болезнями, по которым парней освобождали от службы в армии, как всегда, оказались заболевания костно-мышечной системы (19,3 процента от освобожденных), затем психические расстройства (15,7 процента), желудочные болезни (11,1 процента). В результате более половины граждан, призванных на военную службу, и поступивших в войска, имеют различные ограничения по состоянию здоровья и их невозможно направить на комплектование элитных частей в ВДВ, ВМФ, во внутренние войска.
Проблема даже не в том, как говорят военные врачи, что у армейского ведомства ограничен выбор призывной молодежи, хотя серьезных демографических проблем пока не наблюдается, они – впереди. Вызывает озабоченность генетическое здоровье нации. Если у молодых людей в самом расцвете жизненных сил столько болезней, то, как они будут потом работать, создавать семью, становится деятельными членами общества?! Вопросы, что называется, риторические.
Особенно беспокоит военных медиков увеличение количества парней, которых нельзя поставить в строй из-за социально-значимых болезней – ВИЧ-инфицированных, больных гепатитом, сифилисом, наркозависимых. Последние вызывают особенную обеспокоенность. Хотя во многих субъектах Федерации есть соответствующее оборудование, которое помогает выявить людей, регулярно принимающих наркотики, но такая проверка проводится, к сожалению, не везде и не всегда. Отсюда тоже чрезвычайные ситуации в войсках. Военные медики предлагают принять специальный закон, который закрыл бы доступ к оружию таких людей и потребовал бы от местных военно-врачебных комиссий более ответственно относиться к проведению своей работы. Но, увы, это, к сожалению, не получается.
Стремление чуть ли не любой ценой выполнить план призыва (тем более в момент реформирования и самих военных комиссариатов, где чуть ли не поголовно с местных офицеров снимают погоны, меняют их на людей из войск, не имеющих опыта призывной работы), приводит к тому, что в войска, как утверждают правозащитники и представители Комитетов солдатских матерей, попадают и больные, и даже правонарушители. Представители Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба не скрывают, что в этот призыв из-за нехватки контингента под ружье ставят людей, имеющих судимости. И таких из 305 тысяч почти треть.
Понятно, что люди с криминальными наклонностями, имеющие опыт «взаимодействия с правоохранительными органами», не принесут в воинские подразделения ни порядка, ни дисциплины. Председатель комиссии Общественной палаты России по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин уже высказал опасение, что новый призыв граждан, имевших даже условную судимость, может резко повлиять на моральный климат в армейских коллективах. Бывшие судимые наверняка принесут в армию «правила», которые могут оказаться похлеще дедовщины. И, к сожалению, он оказался прав. Уже появились сообщения, что начались массовые драки среди призывников из разных регионов страны. В Алейском гарнизоне, что в Сибирском военном округе, двести новобранцев из центральных областей России прилюдно, на плацу, чуть ли не в присутствии офицеров избили сорок выходцев из Дагестана. То есть, показали всем, кто в ближайшие 12 месяцев будет верховодить в части.
И это, к сожалению, не единственный пример.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции