Среди проектов новых образовательных стандартов, которые опубликованы на сайте Минобрнауки России, особое внимание привлекает стандарт для вузов, посвященный нанотехнологиям. О нем, а также состоянии и назначении современного нанотехнологического образования рассказывает руководитель одной из крупнейших российских наукоемких компаний NT-MDT Виктор Быков.
-Конечно, я приветствую работу по стандартизации образования в сфере нанотехнологий. Такие стандарты нужны, причем список специальностей нужно расширять. Обязательно должны быть выделены направления по наноматериалам и нанобиотехнологиям.
Важно отметить, что само преподавание дисциплин по этим направлениям ведется уже давно. Например, в МФТИ кафедра физики и технологии наноэлектроники на факультете физической и квантовой электроники была организована еще в 1994 году. В нашей компании уже сложилась добрая традиция приглашать на работу выпускников этой кафедры.
Специалистов по материаловедению с уклоном в нанотехнологии сегодня готовят и в МГУ на факультете наук о материалах. Сильные школы в МИСиС и УрГУ. Но специалистов определенно не хватает. Процесс, безусловно, нужно расширять, и в этом смысле стандарты совершенно необходимы.
Если говорить о том, зачем нужны специальности со словом «нано», то здесь важны два момента.
Во-первых, это специфика поверхностных явлений. Молекулы вещества на поверхности находятся в иных условиях, нежели молекулы в «объеме». Поверхностная энергия может сильно менять их физико-химические характеристики. Поверхность может быть неопределенна в смысле химического состава, она может быть гидролизована, например, в результате химического взаимодействия с молекулами воды из воздуха и при этом возможно образование сложной системы водородных связей. Она может быть покрыта адсорбционным подвижным слоем, может быть электрически заряженной или нет. В объектах с характерными размерами в десятки и сотни нанометров удельный вес вещества, находящегося в поверхностном слое, очень велик. Именно поэтому свойства нанообъектов могут сильно отличаться от свойств объектов в привычном нам макромире.
Так вот свойства поверхностей не изучают (или почти не изучают) в базовых курсах физики, химии и биологии. Там на это просто не хватает места. А для понимания свойств нанообъектов знания о поверхностных явлениях нужны как основа.
Во-вторых, для работы с нанообъектами нужно специальное оборудование. Нанотрубки невозможно увидеть глазом. Увидеть, есть «там» нанотрубка или нет, измерить ее размеры, изучить физические свойства – электропроводность, заряд, спектральные характеристики, - все это можно сделать, только если использовать специальную технику. А обращению с такой техникой надо учить. Причем не просто учить пользоваться каким-то конкретным прибором, но приучать к методологии проведения научных изысканий. Для этого нужно специально создавать оборудование: такие приборы должны быть похожи на «взрослые», но при этом быть гораздо проще, дешевле, удовлетворять прочим специальным требованиям.
Например, мы в компании разработали специальный зондовый микроскоп. И уже во многих вузах работают классы с такими приборами. Даже школьники на них работают. Так вот эти приборы особенно нужны в тех вузах, которые планируют учить студентов иметь дело с нанообъектами. А формализовать такое условие проще всего через выделение специальности (или группы специальностей) и разработку стандартов для них.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости