Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Список нано-специальностей нужно расширять - эксперт

© РИА НовостиКрупнейших российских наукоемких компаний NT-MDT Виктор Быков
Крупнейших российских наукоемких компаний NT-MDT Виктор Быков
Среди проектов новых образовательных стандартов, которые опубликованы на сайте Минобрнауки России, особое внимание привлекает стандарт для вузов, посвященный нанотехнологиям.

Среди проектов новых образовательных стандартов, которые опубликованы на сайте Минобрнауки России, особое внимание привлекает стандарт для вузов, посвященный нанотехнологиям. О нем, а также состоянии и назначении современного нанотехнологического образования рассказывает руководитель одной из крупнейших российских наукоемких компаний NT-MDT Виктор Быков.

-Конечно, я приветствую работу по стандартизации образования в сфере нанотехнологий. Такие стандарты нужны, причем список специальностей нужно расширять. Обязательно должны быть выделены направления по наноматериалам и нанобиотехнологиям.

Важно отметить, что само преподавание дисциплин по этим направлениям ведется уже давно. Например, в МФТИ кафедра физики и технологии наноэлектроники на факультете физической и квантовой электроники была организована еще в 1994 году. В нашей компании уже сложилась добрая традиция приглашать на работу выпускников этой кафедры.

 Специалистов по материаловедению с уклоном в нанотехнологии сегодня готовят и в МГУ на факультете наук о материалах. Сильные школы в МИСиС и УрГУ. Но специалистов определенно не хватает. Процесс, безусловно, нужно расширять, и в этом смысле стандарты совершенно необходимы.

Если говорить о том, зачем нужны специальности со словом «нано», то здесь важны два момента.

Во-первых, это специфика поверхностных явлений. Молекулы вещества на поверхности находятся в иных условиях, нежели молекулы в «объеме». Поверхностная энергия может сильно менять их физико-химические характеристики. Поверхность может быть неопределенна в смысле химического состава, она может быть гидролизована, например, в результате химического взаимодействия с молекулами воды из воздуха и при этом возможно образование сложной системы водородных связей. Она может быть покрыта адсорбционным подвижным слоем, может быть электрически заряженной или нет. В объектах с характерными размерами в десятки и сотни нанометров удельный вес вещества, находящегося в поверхностном слое, очень велик. Именно поэтому свойства нанообъектов могут сильно отличаться от свойств объектов в привычном нам макромире.
Так вот свойства поверхностей не изучают (или почти не изучают) в базовых курсах физики, химии и биологии. Там на это просто не хватает места. А для понимания свойств нанообъектов знания о поверхностных явлениях нужны как основа.

Во-вторых, для работы с нанообъектами нужно специальное оборудование. Нанотрубки невозможно увидеть глазом. Увидеть, есть «там» нанотрубка или нет, измерить ее размеры, изучить физические свойства – электропроводность, заряд, спектральные характеристики, - все это можно сделать, только если использовать специальную технику. А обращению с такой техникой надо учить. Причем не просто учить пользоваться каким-то конкретным прибором, но приучать к методологии проведения научных изысканий. Для этого нужно специально создавать оборудование: такие приборы должны быть похожи на «взрослые», но при этом быть гораздо проще, дешевле, удовлетворять прочим специальным требованиям.

Например, мы в компании разработали специальный зондовый микроскоп. И уже во многих вузах работают классы с такими приборами. Даже школьники на них работают. Так вот эти приборы особенно нужны в тех вузах, которые планируют учить студентов иметь дело с нанообъектами. А формализовать такое условие проще всего через выделение специальности (или группы специальностей) и разработку стандартов для них.
 
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Трубкины на море. Фото со страницы родственника в социальной сети ВКонтакте
Мать тройняшек, которую искал весь город, раскрыла правду
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала