Дмитрий Евлашков, для РИА Новости.
В ряде СМИ прошла информация о том, что в ходе краткого визита в Бишкек вице-премьера российского правительства Игоря Сечина и министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и их встречи с президентом Киргизии речь якобы шла об открытии на юге республики российской военной базы.
Эти двусторонние переговоры проходили за закрытыми дверями в течение четырех часов. Как стало известно корреспонденту РИА Новости от информированного источника в дипломатических кругах Киргизии, в ходе встречи стороны главным образом рассматривали внешнеполитические аспекты смены статуса авиабазы «Манас», действующей в республике по мандату ООН. А именно – особенности транзита через территорию Киргизии невоенных грузов в интересах антитеррористической коалиции во главе с США, с октября 2001 г. проводящих в Афганистане операцию возмездия «Несокрушимая свобода».
Напомним, в феврале киргизский лидер Курманбек Бакиев объявил в Москве, что закрывает авиабазу антитеррористической коалиции, «руководствуясь национальными интересами». Хотя тут же обмолвился, что госдеп США, несмотря на неоднократные просьбы Бишкека увеличить арендную плату за пользование инфраструктурами гражданского аэропорта «Манас», так и не пошел ему навстречу.
Напротив, Россия резко увеличила размеры денежной и материально-технической помощи, направляемой в Киргизию. Республике был подчистую списан внешний долг в размере 180 млн долларов, безвозмездно переданы 150 млн долларов «на поддержку проводимых реформ». Кроме того, Москва выразила готовность выделить Киргизии льготный кредит в размере 1,7 млрд долларов.
В марте Жогорку Кенеш – киргизский парламент – денонсировал ряд двусторонних соглашений со странами-членами антитеррористической коалиции, включая США. Президент Бакиев подписал соответствующий закон, согласно которому натовские летчики были обязаны покинуть территорию Киргизии к 18 августа.
Однако незадолго до июньского саммита глав государств ШОС в Екатеринбурге Бакиев отменил ранее принятое решение. Заодно сменив и «вывеску» у натовской авиабазы. Теперь она официально называется центром транзитных перевозок. То есть, из военного должна, по идее, превратиться в чисто гражданский объект. Поскольку новые киргизско-американские соглашения предусматривают транзит через аэропорт «Манас» грузов невоенного характера в интересах все той же антитеррористической коалиции.
В этом же контексте заключены и принципиально новые российско-американские соглашения, достигнутые в ходе встречи президентов Медведева и Обамы в Москве и на саммите G8 в итальянской Аквиле в июле. В частности, Россия в очередной раз выразила готовность помочь США в их борьбе с международным терроризмом, разрешив транзит нужных грузов через свою территорию.
Повторим, в ходе встречи Сечина и Сердюкова с президентом Бакиевым и киргизским премьером Чудиновым в Бишкеке речь шла о некоторых важных нюансах этого транзита. В том числе, по данным нашего источника, о необходимости обязательного досмотра грузов, провозимых военно-транспортными самолетами ВВС США из Афганистана в Западную Европу и обратно через гражданский аэропорт «Манас».
Что касается перспектив открытия новой российской военной структуры, то, по данным местных СМИ, она может появиться либо в южной столице Киргизии городе Оше, либо в областном центре городе Баткене, где есть оборудованные всем необходимым аэродромы. Оба этих города расположены в густонаселенной Ферганской долине, где сходятся государственные границы Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, и проживает, по разным данным, от 10 до 16 млн человек.
В постсоветское время Ферганская долина становилась ареной проникновения вооруженной исламской оппозиции и вооруженных бандформирований, стремящихся свергнуть официальные власти и установить на части территорий трех республик Центральной Азии т.н. «Исламский халифат Фергана». Наиболее масштабные выступления экстремистов имели здесь место в 1999 – 2000 гг.
В противовес международному терроризму и в целях обеспечения региональной безопасности в октябре 2003 года на севере Киргизии, в 20 км от Бишкека была открыта российская авиабаза «Кант». Ныне это военно-воздушный компонент КСОР – коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.
О том, что ОДКБ настало время усилить свое военное присутствие в странах Центральной Азии, в интервью РИА Новости заявил бишкекский эксперт по вопросам национальной и региональной безопасности Леонид Бондарец.
«В мае – июне в узбекских городах Андижане и Ханабаде, киргизском Джалал-Абаде спецслужбами были ликвидированы группы боевиков как из числа местного исламского подполья, так и из числа проникших в Ферганскую долину вооруженных экстремистов, прошедших подготовку в спецлагерях Пакистана и Афганистана, – говорит Бондарец. – В этом же русле лежат последние события в Таджикистане, где недавно в ходе спецоперации был уничтожен экс-министр ЧС республики Мирзо Зиеев, примкнувший к радикальным исламистам афганского полевого командира Мулло Абдулло. Все эти факты вызывают сильную тревогу у Бишкека, Ташкента и Душанбе. В условиях складывающейся на сегодняшний момент в Ферганской долине внутриполитической ситуации не осталась в стороне и Москва. Если вопрос с открытием в южной Киргизии еще одной российской военной структуры будет решен положительно, это будет серьезным подспорьем для спецслужб и силовых структур республики, послужит стабилизации обстановки в регионе в целом».
Пока Москва и Бишкек официально не подтверждают информацию о перспективах создания новой военной базы. Но и не опровергают ее.
Тем не менее, уже известна реакция внешнего мира на новые российско-киргизские инициативы. В частности, Астана заявила о том, что создание новой российской военной базы на территории Киргизии – это вопрос двусторонних отношений. По мнению официальных представителей Вашингтона, опубликованных в открытой печати, вопрос об открытии на своей территории еще одной иностранной военной структуры – суверенное право Киргизии.
То касается официального Ташкента, то он отрицательно отреагировал на известие о возможном открытии российской базы в Ферганской долине.
«Такая позиция узбекских властей по меньшей мере непонятна, – прокомментировал ситуацию российский эксперт, директор Бишкекского филиала Института стран СНГ Александр Князев. – Узбекистан – член ШОС и ОДКБ. И присутствие в крайне взрывоопасном месте российских военных – в прямых интересах Ташкента, т.к. это будет способствовать стабилизации обстановки в Приферганье, обезопасит страны региона от проникновения на их территории радикальных исламистов, незаконных вооруженных формирований, неподконтрольных поставок оружия и так далее».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции