МОСКВА, 13 июл - РИА Новости, Ольга Липич. Христиане заявят о своем видении глобального кризиса и путей его преодолении на 9-м российско-германском форуме "Петербургский диалог" 14-16 июля в Мюнхене, сообщил в интервью РИА Новости сопредседатель рабочей группы "Церкви в Европе", глава представительства Русской православной церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин.
По его словам, главное, что может сделать Церковь для преодоления кризиса, - это "учить людей быть честными, не забывать нуждающихся и бороться с грехом корыстолюбия".
О диалоге и кризисе
- Какова, на Ваш взгляд, значимость "Петербургского диалога"? Что он дал России и Германии с момента первой встречи в Петербурге в 2001 году и что может дать сегодня?
Значимость "Петербургского диалога" в российско-германских отношения, на мой взгляд, весьма велика. Несмотря на то, что между Россией и Германией экономические, политические, культурные и церковные отношения являются достаточно хорошими, все же потребность в создании такого форума, во время которого представители разных сфер деятельности общества могли бы встречаться и обмениваться мнениями по проблемам, важным не только для России и Германии, но и всей Европы, была очень насущной. Как раз такой обмен и будет происходить сейчас в Мюнхене, когда во время заседаний рабочих групп участники будут высказывать свои мнения.
- Каких результатов Вы ожидаете от предстоящего форума в Мюнхене, тема которого: "Кризис глазами гражданских сообществ России и Германии"?
Что я жду от предстоящего форума? К сожалению, по программе проведения форума нам предоставлено слишком мало рабочего времени. На мой взгляд, было бы значительно лучше, если бы такая встреча рабочих групп продолжалось не один день, а по крайней мере три - многие участники форума с интересом посетили бы заседания и других рабочих групп, чтобы ознакомиться с их работой.
Конечно, мы не сможем принять каких-либо решений, которые упразднят существующий экономический кризис, однако считаю важным отметить, что в ходе работы форума Церкви смогут высказать свое мнение по этой насущной проблеме. Во время последнего пленарного заседания в итоговом документе это мнение будет представлено как канцлеру ФРГ, так и президенту РФ.
- Насколько эта тема важна для русской диаспоры, для православных и верующих других конфессий? Часто ли Вам как пастырю приходится слышать от прихожан жалобы, связанные с кризисом? Как Русская православная и другие Церкви Европы могут помочь преодолению кризиса, его последствий, что можно сделать для профилактики подобных глобальных проблем?
Для членов русской диаспоры тема форума также очень важна, так как, проживая в Германии, они сохраняют свою культуру, веру и любовь к Отечеству. Таким образом, им близки не только проблемы Германии, но и России, и, пускай в своем узком кругу, они также могут работать над их решением.
Все православные верующие в Германии, а их насчитывается около 1, 3 миллиона, которые принадлежат к семи различным православным юрисдикциям, также сталкиваются с проблемой глобального кризиса.
Нелегко выразить одной фразой, что Церковь может сделать для его преодоления. Наверное - учить людей быть честными, не забывать нуждающихся и бороться с грехом корыстолюбия.
- Проявляет ли интерес к форуму Священноначалие РПЦ?
Святейший патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем Отдела внешних церковных связей, очень много потрудился над тем, чтобы в состав форума "Петербургский Диалог" была включена церковная рабочая группа. Во время нашей последней встречи мы подробно обсуждали перспективы ее деятельности.
О группе "Церкви в Европе"
- Когда появилась и была реализована идея создания рабочей группы "Церкви в Европе", кто был инициатором? Каковы ее главная цель и ценность?
Рабочая группа "Церкви в Европе" впервые была созвана в 2007 году, когда заседания форума проходили в городе Висбадене. Инициаторами ее создания являлись нынешний патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сопредседатель форума с немецкой стороны господин Лотар де Мезьер и я, архиепископ Клинский Лонгин.
Результаты работы данной группы были тогда сразу отмечены как президентом Путиным, так и канцлером Меркель.
Главная цель деятельности группы - это триалог, то есть беседа между представителями РПЦ, Евангелической церкви Германии и Католической церкви Германии. Существуют двусторонние богословские диалоги между нашими Церквями, но в рабочей группе мы говорим о насущных "политических" проблемах.
Каждая Церковь назначает своих представителей и предлагает их координационным советам форума, которые в свою очередь утверждают квоту участников.
- Что планируется обсудить в ходе встречи в Мюнхене, какой вопрос будет основным?
К сожалению, как я уже отметил, участникам предоставлено слишком мало рабочего времени. Каждая Церковь представит один доклад по общей теме, после чего состоится дискуссия.
Удалось достичь понимания в политических кругах России и Германии, что Церкви - это представители народа и обойти их в таком важном деле как диалог между двумя государствами нельзя и нецелесообразно.
О религиозной жизни в Германии
- Какие достижения, проблемы, мечты актуальны сегодня для православных в Европе, в Германии?
Русская православная церковь испытывает не только в Германии, но думаю, и во всей Европе, если даже не во всем мире, острую необходимость в организации постоянных богослужении в своих храмах. Нам нужны храмы, нам нужны священнослужители.
В Германии более 80 приходов принадлежат Берлинской епархии Московского патриархата и 40 приходов - Русской православной церкви за границей, с которой у нас братские и в некоторых городах очень тесные отношения.
- Как сегодня складываются отношения представительства РПЦ в Германии с Константинопольским патриархатом, с Римско-Католической церковью и протестантскими деноминациями, с мусульманами и представителями других религий? Как развиваются связи с правительственными, общественными и деловыми кругами? Будут ли эти взаимоотношения обсуждаться на форуме?
Все православные епархии входят в созданную 15 лет назад так называемую "Комиссию православных епархии Германии". Ее председателем является митрополит Августин (Константинопольский патриархат), а я уже многие годы занимаю должность заместителя председателя.
Между епархиями - членами данной комиссии осуществляется тесная совместная работа, особенно в вопросах, являющихся общими для всех православных Германии, как, например, преподавание закона Божьего в школах, организация служения военных священников.
У нас существуют контакты с правительственными, общественными, социальными и религиозными организациями Германии. Все религиозные организации в стране с большим уважением относятся к Русской православной церкви и с интересом следят за ее деятельностью.
К сожалению, во время предстоящего форума мы не сможем поговорить о существующих контактах между нашими Церквями, так как просто не будет на это времени.
Следует, однако, отметить, что в декабре этого года отмечается 50-летие диалога между РПЦ и Евангелической церковью Германии. Также в этом году состоится очередной этап богословского диалога с Католической епископской конференцией Германии.
Биография архиепископа
Архиепископ Лонгин (в миру Юрий Владимирович Талыпин) родился 17 февраля 1946 года в Хельсинки (Финляндия). По информации сайта храма Покрова Пресвятой Богородицы в Дюссельдорфе, настоятелем которого является владыка Лонгин, его дед был полковником русской армии, отец - кадетом Александровского кадетского корпуса, мать - дочерью почетного гражданина Выборга, коммерческого советника.
С детства Юрий хотел стать священником, с восьми лет начал прислуживать в хельсинском Успенском кафедральном соборе.
В 1967 году Юрий начал заочно учиться в Ленинградской духовной семинарии. В 1969 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем святого мученика Лонгина Сотника. В ленинградском Николо-Морском соборе рукоположен в иеродиаконы, позже - в иеромонахи. В том же 1969 году назначен заштатным священником Покровской патриаршей общины в Хельсинки.
В 1974 году закончил Ленинградскую духовную академию, кандидатскую работу посвятил теме "Декрет об экуменизме Второго Ватиканского Собора". В том же году возведен в сан игумена. С ноября 1975 года - профессорский стипендиат академии по кафедре истории РПЦ.
С 1978 года - настоятель Покровской патриаршей общины Хельсинки. С ноября 1979 года - благочинный храмов Дюссельдорфской епархии (ФРГ) Среднеевропейского экзархата Московского патриархата. В декабре возведен в сан архимандрита.
Решением Священного Синода от 6 октября 1981 года назначен епископом Дюссельдорфским. Принимал участие в работе Всемирного совета церквей (ВСЦ). В сан архиепископа возведен в 1989 году.
В 1990 году вошел в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.
В 1992 году настоятель ставропигиального (в прямом подчинении патриарха) Покровского храма Дюссельдорфа становится архиепископом Клинским, викарием Московской епархии, и главой новообразованного представительства РПЦ в Германии.
Архиепископ Лонгин ведет дела, касающиеся межцерковных связей, отношений с правительством, общественными и деловыми кругами, СМИ Германии, координинирует гуманитарную помощь и проекты экономического сотрудничества.
В 1997 году на XI Генеральной ассамблее Конференции европейских Церквей (КЕЦ) избран членом ЦК КЕЦ. С 2006 года - первый заместитель председателя Комиссии православных Церквей в Германии (KOKiD), возглавляемой представителем Константинопольского патриархата.
Среди церковных наград архиерея ордена преподобного Серафима Саровского (II степени, 2009 год), святого князя Владимира (III степени), преподобного Сергия Радонежского (II степени), Святого Агнца Финляндской православной церкви, святого Павла (III степени) Португальской православной церкви. Архиепископ Лонгин также награжден светским орденом Дружбы.
РПЦ в Германии
Первая русская церковь появилась в Восточной Пруссии в середине XVII века, в 1655 году. Немало православных храмов открыли при своих дворах русские великие княгини, вышедшие замуж за немцев, русские дипломаты и знатные путешественники, учившиеся в Германии и отдыхавшие на ее курортах. Так строились православные храмы в Бад Эмсе, Бад Хомбурге, Бад Киссингене, Бад Наумхайме, Баден-Бадене, надгробные часовни в Висбадене, в Веймаре, на горе Ротенберг под Штутгартом, приходские и кладбищенские церкви в крупных городах.
Некоторые представители русского духовенства в Германии были выдающимися и очень известными людьми. Среди них служивший в посольском храме в Берлине протоиерей Алексей Мальцев (1854-1916), протопресвитер Иоанн Янышев (1826-1910), служивший в Висбадене и Берлине, преподававший Закон Божий принцессе Дагмар - будущей императрице Марии Федоровне, ставший впоследствии ректором Санкт-Петербургской духовной академии и духовником царской семьи.
После революции, в начале 20-х годов XX века из бывшей Российской империи в Германию эмигрировали около 600 тысяч человек (по данным Лиги Наций). Естественно, старые русские приходы расширились и появилось много новых: в Мюнхене, Берлине, Ганновере-Линдене, Бреслау, Аугсбурге, Данциге.
В 1920 году по благословению патриарха Всероссийского Тихона на территории Германии была создана Западноевропейская епархия Русской церкви, ее возглавил бывший архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий.
В середине 20-х годов произошел разрыв между митрополитом Евлогием и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ), не считавшей возможным далее сохранять подчинение Священноначалию Церкви в Отечестве. После 1931 года контакты с Московской патриархией не мог продолжать уже и митрополит Евлогий - и перешел в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В 1938 году национал-социалистическое правительство Германии подчинило все русские приходы на своей территории - Русской православной церкви за границей.
После Второй мировой войны число русскоязычных православных (из республик СССР) в Германии снова резко возросло. В 1946 году в трех западных оккупационных зонах насчитывалось 150 русских приходов, правда, к 1949 году (в связи с дальнейшими переселениями) их количество сократилось до 77 и впоследствии продолжало снижаться.
В 1945 году на территории советской оккупационной зоны, а позднее ГДР русские приходы перешли в подчинение Московской патриархии, была учреждена Берлинская и Среднеевропейская епархия (позже - Берлинская и Лейпцигская).
Первый приход Московской патриархии на территории ФРГ был основан в 1960 году в Мюнхене. В 1966 году Мюнхен стал резиденцией новообразованной Западногерманской епархии. В 1971 году последовало ее разделение на две епархии: Дюссельдорфскую (для северо-западной Германии) и Баденскую и Баварскую (для этих двух земель).
В 1992 году Священный Синод РПЦ под председательством покойного патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго постановил объединить Берлинско-Лейпцигскую, Дюссельдорфскую и Баден-Баварскую епархии в единую Берлинско-Германскую с епархиальным центром в Берлине.
Правящим епископом Берлинским и Германским был назначен епископ Феофан. А бывший архиепископ Дюссельдорфский Лонгин стал архиепископом Клинским, настоятелем Покровского ставропигиального храма Дюссельдорфа и постоянным представителем РПЦ в Германии, в обязанности которого входит ведение всех дел, касающихся отношений с другими Церквами, светскими властями, деловыми кругами, общественностью и СМИ.
Сегодня в Германии действуют порядка 120 русских приходов (80 приходов РПЦ и 40 - РПЦЗ). Богослужения проводятся на церковно-славянском языке и частично на немецком.
Православное большинство в Германии составляют греки (около 350 тысяч) и сербы (около 250 тысяч), в последние десятилетия прибыло также немало православных румын, арабов и болгар. В 1994 году расположенные на территории Германии православные епархии разных юрисдикций сформировали "Комиссию православных Церквей в Германии" - для укрепления сотрудничества. Председателем комиссии является греческий митрополит Августин, первым заместителем - архиепикоп Клинский Лонгин