Рейтинг@Mail.ru
Куда уйдет «Нерпа»? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куда уйдет «Нерпа»?

© РИА НовостиПодводная лодка класса "Нерпа"
Подводная лодка класса Нерпа
Читать ria.ru в
Дзен
10 июля 2009 года вновь вышла на испытания многоцелевая атомная подводная лодка «Нерпа», недавно построенная на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Цикл испытаний подводной лодки начался 11 июня 2008 года, но 8 ноября 2008 года они были прерваны в результате катастрофы.

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

10 июля 2009 года вновь вышла на испытания многоцелевая атомная подводная лодка «Нерпа», недавно построенная на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре.

Цикл испытаний подводной лодки начался 11 июня 2008 года, но 8 ноября 2008 года они были прерваны в результате катастрофы, вызванной несанкционированным срабатыванием системы пожаротушения, что повлекло гибель 20 человек – семнадцати специалистов завода и троих военных моряков. В качестве обвиняемого по уголовному делу был привлечен матрос контрактной службы Дмитрий Гробов. По одной из версий, он включил лодочную объемную химическую систему пожаротушения (ЛОХ), что привело к гибели людей. Затем появилась другая версия – он изменил параметры температурных датчиков, что привело к ложному автоматическому срабатыванию системы пожаротушения.

Следствие по делу, информация о котором поступает в прессу крайне скупо, планируется завершить в августе. Но уже сейчас, до завершения следствия и приговора суда, в сообществе экспертов и военных моряков наблюдаются значительные разногласия по поводу виновности матроса и причин аварии в принципе.

Помимо причин аварии на подлодке, активно обсуждается также судьба самого подводного крейсера, который должен быть после испытаний передан в аренду военно-морским силам Индии. Вопросы возникают как вокруг возможности самой сделки – особенно с учетом катастрофы осенью прошлого года, так и вокруг ее целесообразности – с учетом сокращения ВМФ России и недостаточных объемов строительства новых АПЛ.

В настоящее время в составе флота находятся 12 АПЛ проекта 971, построенных на Амурском и Северном заводах с 1985 по 2001 год. Часть лодок этого типа находится на заводском ремонте и модернизации. Головные ПЛ «дальневосточной» и «северной» серий – соответственно К-284 «Акула», построенная в 1983-84 г.г., и К-480 «Ак Барс», построенный в 1985-89 г.г., уже выведены из состава ВМФ, достройка еще пяти лодок была отменена.

Периодически появляется информация о планах возобновления достройки ПЛ этого типа, однако реальных подтверждений этой информации нет.

Лодки проекта 971 являются одними из самых мощных и совершенных многоцелевых АПЛ в мире, а по характеристикам скрытности – самым важным для подводных кораблей – они соперничают с американскими ровесниками – ПЛ типа 688I, вводившимися в состав ВМС США в это же время и сейчас составляющими основу американских подводных сил (23 единицы).

Однако, если ВМС США уже готовит замену лодкам типа «Лос Анджелес» - как базовым 688, так и усовершенствованным 688I, строя подводные лодки типа «Вирджиния» (6 единиц уже введены в строй, всего планируется построить 30 ПЛ данного типа к 2025 году), то с пополнением подводных сил ВМФ России дело обстоит не слишком хорошо.

В настоящее время главный упор делается на строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955. Головной корабль этого типа – «Юрий Долгорукий» – уже проходит испытания, второй – «Александр Невский» – должен быть спущен на воду осенью этого года. Кроме того, ведется строительство третьего ракетоносца серии – «Владимира Мономаха», и осенью же планируется закладка четвертого. Всего до 2020 года флот должен получить восемь РПКСН этого проекта.

Строительство многоцелевых лодок пока ведется гораздо более низкими темпами. В течение ближайших месяцев ожидается ввод в строй АПЛ «Северодвинск» – головного корабля проекта 885, заложенного еще в 1993 году.

Строительство «Северодвинска» затянулось из за крайне скудного финансирования в течение первых 10 лет. В конце июля 2009 года на Севмаше должна быть заложена вторая АПЛ этого проекта. Всего до 2020 года ожидается ввод в строй пяти АПЛ этого типа. Однако, до 2020 года из состава ВМФ России могут быть выведены более 10-15 многоцелевых АПЛ разных проектов, и пять пусть даже новейших лодок не смогут адекватно их заменить – численность русского подводного флота уже близка к критическому минимуму и сокращать ее дальше опасно.

Для понимания ситуации, нужно учесть, что современная атомная подлодка способна выполнять множество задач – от патрулирования неприятельских вод и борьбы с его судоходством, до поражения береговых целей крылатыми ракетами (в том числе с ядерными боевыми частями) и охраны районов боевой службы РПКСН.

Учитывая протяженность театров военных действий (ТВД), которые должен контролировать ВМФ России, и состав флотов соперников, Россия, по мнению ряда специалистов, нуждается не менее чем в 20-25 многоцелевых АПЛ. Для поддержания подводного флота на этом уровне, в течение ближайших 15 лет необходимо построить не меньше 15 многоцелевых атомных подводных лодок, при условии сохранения в составе флота наиболее современных АПЛ советских проектов.

Возможно, проблема может быть решена путем постройки серии лодок, более дешевых и компактных по сравнению с 14000-тонным «Северодвинском», несущим мощнейший арсенал разнообразного торпедного и ракетного вооружения.

Именно так поступили в США, где от спроектированного под занавес Холодной войны дорогостоящего «Си Вулфа», серию которого ограничили всего тремя лодками вместо планировавшихся изначально тридцати, перешли к меньшей по размерам и более дешевой «Вирджинии».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала