Рейтинг@Mail.ru
«Спагетти-саммит» в Аквиле - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Спагетти-саммит» в Аквиле

© РИА Новости / Сергей КомпанийченкоПока трудно сказать, исчезнет ли «восьмерка» после Аквилы вообще или останется подгруппой в совещаниях более широкого формата
Пока трудно сказать, исчезнет ли «восьмерка» после Аквилы вообще или останется подгруппой в совещаниях более широкого формата
Читать ria.ru в
Очень не хотелось бы обижать участников предстоящей в Италии очередной конференции G-8, но саммита, подобного предстоящей встрече Группы восьми в итальянской Аквиле 8-10 июля, мир еще не видывал со времен первого подобного мероприятия во французском Рамбуйе в 1975-м...

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Очень не хотелось бы обижать участников предстоящей в Италии очередной конференции G-8, но саммита, подобного предстоящей встрече Группы восьми в итальянской Аквиле 8-10 июля, мир еще не видывал со времен первого подобного мероприятия во французском Рамбуйе в 1975-м. Известный итальянский режиссер Серджо Леоне, как всем известно, запустил в обиход понятие «Спагетти-вестерн». У импозантного итальянского премьера Сильвио Берлускони (Италия в этом году председательствует в «восьмерке»), похоже, получается «спагетти-саммит». Он добавил сюда столько несерьезности, что иначе не назовешь.

О том, что Группу восьми надо реформировать, что она уже давно утратила былую важность, является анахронизмом, слишком узким клубом, который не вправе (и не может) определять ход событий в мире, особенно в экономике, говорят не первый год. Но перед саммитом в Италии впервые прозвучали категоричные призывы трансформировать «восьмерку» в более широкое международное образование. И причем сделаны они были такими тяжеловесами, как Германия и Франция. Пока трудно сказать, исчезнет ли «восьмерка» после Аквилы вообще или останется подгруппой в совещаниях более широкого формата, но факт остается фактом: ее уже активно пытаются перепрофилировать или подвергнуть основательному тюнингу.

Канцлер Германии Ангела Меркель, выступая на последней перед летними каникулами сессии бундестага накануне итальянской встречи, объявила, что формат G-8 «себя изжил» и необходимо разворачивать «восьмерку в двадцатку». Почти в тот же день министр финансов Франции Кристин Лагард сказала, что «сообщество восьми уже не является представительным и нуждается в расширении за счет развивающихся экономик мира». Обычно французские министры не делают подобного рода заявлений без согласования с президентом Николя Саркози.

Англосаксонский блок, который уверен, что итальянцы утратили свою серьезность сразу после крушения Римской империи, вообще зондирует почву на предмет вышвырнуть Италию из «восьмерки» и принять вместо нее Испанию. Благо что последняя уже обошла «кузенов» по романской группе по уровню доходов на душу населения и уровню зарубежной экономической помощи. «G-8 – это эксклюзивный клуб, а в клубах все должны платить взносы. Италия этого не делает. Итальянцы просто ужасны. Они ужасно подготовили саммит, у них ужасная повестка дня, раскатанная в такой тонкий слой, что из него выхолощена вся суть». Это высказывание «одного высокопоставленного европейского члена G-8» приводят все английские газеты, не называя его имени. Но вспомните, какая нация в Европе более всего знаменита своей эксклюзивной клубной системой, и сразу станет понятно, откуда такой холодный ветер дует в сторону Апеннин.

И всем в европейских столицах не особо нравится, что принимать гостей доверено Сильвио Берлускони, вокруг которого в последние недели взрывается один скандал за другим: жена объявила, что разводится с 72-летним Берлускони, потому что он, по ее выражению, «спит с 18-летними малолетками». Газеты обвиняют премьера в том, что он устраивает оргии в своей резиденции в Риме и на своей вилле, на Сардинии, куда «доставляют» проституток. Если учесть, что репутация клуба слагается из репутаций его членов, то не очень-то это все добавляет респектабельности «восьмерке».

Еще за несколько месяцев до встречи в Аквиле стало ясно, что повестка дня встречи не совсем, мягко говоря, продумана. Для того чтобы обеспечить ей хоть какие-то конкретные результаты, за дело пришлось взяться президенту США Бараку Обаме. Обычно формированием повестки и согласованием всех заключительных документов занимается как раз страна-председатель. Но итальянцы якобы сказали, что «если за это дело возьмутся американцы, то они ничего не будут иметь против. Ведь саммит все равно пройдет в Италии. Viva Italia!» Шерпы Обамы якобы и согласовали главный документ встречи – обязательства о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. Этот документ будет основой для обсуждения на предстоящей в декабре конференции ООН по климату в Копенгагене.

С составом участников Берлускони тоже перемудрил. Сначала его представитель объявил, что задачей саммита будет подтвердить «устойчивую роль G-8». Но на саммит было приглашено, по одним данным, 39 глав государств и правительств, а по другим – 44. Сейчас уже точно никто и не объяснит, кто же все-таки встречается в городе, куда Берлускони в апреле перенес место встречи с острова Сардиния в знак солидарности с жертвами землетрясения, наполовину разрушившего Аквилу.

Маркировка саммитов вообще уже понемногу начинает напоминать маркировку мешков с цементом или пищевыми красителями: G-8, G-5 «внешняя» - или Outreach Five, G-20. Уже поговаривают о «новых сортах» типа G-13 или G-17.

В G-5 («внешнюю») сегодня входят Китай, Индия, Бразилия, Мексика и Южная Африка. Их главы государств и правительств уже прибыли в Италию. Кстати сказать, почти все уже согласованные заявления по климату, вопросам помощи бедным странам, региональным конфликтам, финансовому кризису будут сделаны от имени как раз G-8 плюс G-5. Впрочем, все эти заявления носят декларативный характер, да к тому же в большинстве своем не выполняются участниками. Так, например, регулярно происходит с обещаниями увеличения экономической помощи Африке или размерами помощи на увеличение сельскохозяйственного производства, на сокращение вредных выбросов в атмосферу.
В Аквиле будут присутствовать и все представители G-20 – это «восьмерка», плюс «пятерка», плюс Египет, Южная Корея, Индонезия, Дания, Голландия, Нигерия, Ливия и еще примерно десяток государств, которые увеличивают «двадцатку» до примерно 35-ти.

Спор о том, до каких пределов придется все-таки увеличивать «восемь», идет до сих пор. В том, что расширять формат надо, согласны почти все. Но вот кого пускать?

Европейцы, подобные Меркель и Саркози, утверждают, что «двадцатка» очень подойдет для решения главных глобальных проблем современности. Но вот американцы придерживаются совершенно иного мнения. По убеждению Белого дома Барака Обамы, «двадцать» будет уже перебор, малоуправляемый и громоздкий форум. Это как раз тот случай, когда много вовсе не значит хорошо. Они в настоящее время уговаривают партнеров в ЕС согласиться на более поджарую структуру. Например, 13 – «восьмерка» плюс уже упоминавшаяся «пятерка». Американцы аргументируют это тем, что апрельский саммит «двадцатки» в Лондоне не дал ожидаемых результатов, поскольку слишком уж разношерстны были участники, и слишком мало было времени на согласование вопросов.

Но, тем не менее, лично президент Барак Обама откроет в сентябре очередной саммит «двадцати» в Питтсбурге в американской Пенсильвании. Саммит в Аквиле «восьмерка», конечно «перелетит». Но вот долетит ли она до Питтсбурга – уже вопрос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала