В Минобрнауки России поступили на рассмотрение проекты вузовских образовательных стандартов по направлениям «Инноватика» и «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». О предлагаемых стандартах и о путях влияния образования на развитие российской инновационной экономики рассуждает декан факультета инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства и директор экспертного департамента венчурного фонда «Тамир Фишман Си Ай Джи» Владимир Зинов.
Предлагаемые стандарты рассчитаны на людей без опыта работы. Мы, напротив, на нашем факультете учим только взрослых специалистов с высшим образованием. Почему? Дело в том, что инновационная деятельность - это не предмет, подобный конкретной области техники или экономики, это алгоритм действий. Весь мой опыт показывает, что этим алгоритмом нельзя пользоваться без глубоких знаний о предмете, т.е. о той технологии, которую человек собирается коммерциализировать. На начальных стадиях инновационного процесса, до создания технологии массового производства и начала продаж руководитель проекта обязан говорить с разработчиками на одном языке, разбираться в технологической сути предлагаемого рынку новшества.
Инновации для России судьбоносны. Мы неконкурентоспособны на ниве массового производства и должны научиться продавать свои технологии. Но обучать человека инновациям с нуля – дело, на мой взгляд, малопродуктивное. Я давно знаю и очень уважительно отношусь к разработчикам стандартов – Иосифу Туккелю, директору института инноватики при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете и Валерию Кривцову, декану факультета инноваций и высоких технологий из Физтеха. Но пока их факультеты выпускают скорее инженеров и физиков, прослушавших набор курсов по инновациям. И это очень полезно для студентов. Зачем в такой ситуации специальный собственный стандарт? Вместо отдельной специальности для «естественников» и «технарей» нужны дополнительные курсы, практикумы для всех, где студентов знакомили бы с проектным менеджментом, основами интеллектуальной собственности и так далее.
Без таких дополнительных компетенций профессионал просто неполноценен. В дальнейшем желающие создать свой инновационный бизнес могут получить дополнительное образование.
Не следует учить инновациям как таковым и экономистов с менеджерами. Специалистом «по инновациям» быть невозможно, можно быть специалистом по венчурному инвестированию, маркетингу нового продукта, интеллектуальной собственности и прочим особенностям управления на инновационном этапе жизненного цикла продукта. Именно таких узких специалистов привлекают вышедшие из естественно-технических кругов успешные инноваторы, когда их бизнес начинает работать.
Знаю уважаемый экономико-управленческий вуз, где есть уже ряд лет специальная магистерская программа по инновациям. По моим наблюдениям, практически ни один из ее выпускников на деле с инновациями не работает. То есть, спрос со стороны студентов есть, но смысла для государства в такого рода программах немного.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости