Интервью РИА Новости с заместителем секретаря Совета Безопасности РФ Валентином Соболевым, который принимал участие в Совещании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов в Иркутске. В работе этого международного форума, прошедшего в восьмой раз, принимали участие 87 делегаций из 53-х государств. Беседовал Валерий Ярмоленко.
- Валентин Алексеевич скажите, способны или нет в настоящее время террористические организации, в том числе "Аль-Каида", создать ядерный заряд?
- Попытки получить оружие массового уничтожения (ОМУ) террористические организации предпринимают все время. Они мечтают о том, чтобы с его помощью устрашать мир и терроризировать не только руководство различных государств, но их население.
В реальности мы имеем уже факты применения, например, химического оружия в Японии и других странах.
Эксперты в своем большинстве считают, что создание террористами оружия в виде атомной бомбы сейчас практически невозможно. Но есть другой вид не менее страшного оружия - это так называемая «грязная» бомба. Это оружие может быть создано, если не предпринимать определенных усилий в масштабе всех государств.
Есть и другие виды терроризма, которые так же опасны. Допустим, врыв в ядерном цикле или на химическом или нефтехимическом производстве. Террористы это прекрасно понимают и изучают такие возможности. Властные структуры пытаются использовать превентивные меры, чтобы не допустить этого.
- Уже не секрет, что не меньшую опасность для развитых государств представляет и кибертерроризм. Насколько это реально сейчас?
- Вы абсолютно правы, в настоящее время путем внедрения в информационные системы можно остановить не только заводы, но и вызвать аварии, которые по своим масштабам могут быть соизмеримы с Чернобыльской катастрофой. Когда мы говорим о попытках террористов использовать фактор ОМУ, мы имеем в виду и эти возможности.
Кроме того, нельзя забывать и о биологическом оружии - опаснейшем виде ОМУ, который может быть доступен террористам.
Именно поэтому уже в восьмой раз руководители спецслужб различных стран мира собирались в России, чтобы обсудить эти вопросы и не допустить подобного рода преступлений. На этих совещаниях специалисты по борьбе с международным терроризмом обмениваются своим опытом в противодействии этим угорозам.
- В последнее время на территории РФ в Северо-Кавказском регионе совершен целый ряд громких преступлений в отношении представителей власти. В результате покушения убит глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров, заместитель председателя Верховного суда Ингушетии Аза Газгиреева, тяжело ранен президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. С чем связана возросшая активность боевиков?
- Прежде всего, это связано с тем, что в мире в целом оживилась международная террористическая деятельность и появились дополнительные финансовые средства, которые позволяют ее вести.
Всплеск сегодняшней террористической активности на Северном Кавказе во многом является и последствием тяжелого для России периода 1994-1996 и 1999-2000 годов. В целом, опасность устранена, сейчас нет угрозы развала страны. Для каждого понятно, что сейчас невозможно отделить какую-то территорию нашего государства. У международных террористов теперь нет шансов создать так называемый Халифат, о котором они мечтали и который распространялся бы на нашу территорию.
Вместе с тем, эти круги не оставляют попыток дестабилизировать ситуацию на Кавказе и показать, что у них еще есть силы.
Спецслужбам, без всякого сомнения, необходимо активизировать свою деятельность в этом регионе с целью предотвращения такого рода преступлений.
Последний теракт против Евкурова - очень резонансное преступление, которое наносит России крупный политический ущерб. Мы это понимаем.
Уже через 30 мин после покушения на главу Ингушетии президент России собрал руководство МВД, ФСБ.
Меры принимаются, у нас есть для этого все силы и основания, и не только у спецслужб.
Борьба с международным терроризмом силами одних только спецслужб дает временные результаты. Мы уничтожаем лидеров боевиков, нарушаем их организационные связи, но база террористов во всем мире сохраняется. В противодействии терроризму нужен комплексный подход с привлечением к этой борьбе общественных организаций СМИ и всего общества.
- На совещании в Иркутске вы обсуждали вопросы борьбы с терроризмом. В чем сейчас сходятся во мнении представители спецслужб?
- На совещании эксперты и руководители спецслужб оценивали реально существующие сегодня угрозы. Что такое международный терроризм? Реален он или нет? Что изменилось с 2001 года, когда в результате террористической атаки рухнули "башни-близнецы" в Нью-Йорке и весь мир, наконец, осознал, что терроризм действует не только в России? Что терроризм - это не выдумки политиков в своих геополитических интересах или спецслужб для получения больших полномочий.
Даже в спокойных странах, развитых и хорошо обеспеченных, странах с демократическим устройством - такая опасность существует.
Еще в 1995 году на саммите 7+1 президент России сказал, что на Северном Кавказе действует конгломерат, созданный не только нашими внутренними бандитами, а целым международным кланом, хорошо подкованным идеологически и с хорошей материальной базой. К сожалению, только после террористической атаки на США в 2001 году была создана антитеррористическая коалиция.
- Одним из вопросов, обсуждавшихся на совещании, был вопрос о растущих радикальных настроениях в мире. Что обсуждали специалисты по этой теме?
- Действительно, руководители спецслужб и правоохранительных органов обменялись мнениями по вопросу противодействия радикализации населения.
Вспомните Грецию, где из-за одного случайного выстрела полицейского произошли массовые беспорядки. Эта в принципе спокойная страна уже в течение нескольких месяцев находится во взрывоопасном состоянии.
Государственной власти, общественности и СМИ необходимо обратить внимание на воспитание молодежи в духе терпимости и в то же время - в духе противостояния религиозному и другому экстремизму.
В заключении хочу сказать, что нынешнее Совещание, которое проводится на регулярной основе под эгидой ФСБ России, стало своеобразным объединением спецслужб. В частности, был создан банк данных по терроризму, в котором участвует 20 стран. Он будет расширяться, особенно по различным террористическим организациям и лицам, причастным к ним.