"Если надо, Коккинаки долетит до Нагасаки…", - пели когда-то во славу летчика, совершившего беспосадочный перелет из Москвы к побережью Северной Америки. Его имя десятки раз попадало в книгу мировых рекордов авиации. Вся его жизнь, насыщенная событиями и личными достижениями, совпала с общим подъемом отечественной авиации. 25 июня со дня рождения Владимира Коккинаки отмечается 105 лет.
Море, небо, самолет
Он родился в 1904 году - через год после того, как в небо впервые поднялся самолет. В своем родном городе, Новороссийске, Коккинаки окончил семилетку. Незначительное жалованье отца, работавшего железнодорожником, заставило Владимира уже с двенадцатилетнего возраста начать работать - сначала на виноградниках, а затем матросом и грузчиком в порту, пишет militera.lib.ru.
По ночам он продолжал учиться самостоятельно и смог экстерном сдать экзамен за курс девятилетки. Он умудрялся совмещать работу с чтением, занятиями спортом. "Был я всегда крепкий…, - вспоминал Владимир Коккинаки. – Иногда приходилось драться. Раз из плавания в Новороссийск вернулся мой брат Павел. В переулке на него напало 7 парней. Избили, отобрали мореходку. Он их крепко помял тоже, но выигрыш у них. Я в аккурат из летной школы домой приехал в отпуск. Смотрю, является Павло в крови. Так и так. Ага, идем со мной, покажешь, кто бил. Пошли. В слободке увидели меня, попрятались: "Коккинаки идет". Каждого я ударял только по одному разу. Шесть раз ударил - шесть человек лежало. А седьмой успел убежать. Такая жалость!".
В 21 год Коккинаки начал служить в Красной армии. Вскоре его направили в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в 1930 году – 2-ю военную школу летчиков КВФ в Борисоглебске.
За короткий срок Владимир Константинович проделал путь от летчика авиационной эскадрильи до командира отряда научно-исследовательского института Военно-воздушных сил. Он также начал работать летчиком-испытателем на ряде авиазаводов.
Кстати, брат Владимира - Константин Коккинаки - в прошлом тоже плавал на кораблях, но затем стал известным летчиком-испытателем.
Испытание небом
Находясь на испытательной работе сначала в Научно-испытательном институте Военно-воздушных сил РККА, а затем на авиационном заводе им. Менжинского, Коккинаки сталкивался с ежедневным риском. Во время тренировочных полетов нередко бывали моменты, когда товарищи пилота уже не надеялись увидеть его снова. Однажды Коккинаки свалился в перевернутый штопор и наполовину вывалился из кабины. С большим трудом ему удалось дотянуться до штурвала и остановить вращение.
После этого случая Коккинаки еще больше стал заниматься высшим пилотажем, считая, что большое количество тренировок помогут ему лучше познать машину и ее возможности.
Коккинаки принимал непосредственное участие в испытаниях всех самолетов конструкции Ильюшина. А с середины 30-х годов для него началось время рекордов. В ноябре 1935 он поднялся на высоту 14575 м на одномоторном самолете И-15, тем самым установив неофициальный мировой рекорд. Трудно представить, что испытал пилот во время этого полета, сопровождавшегося резким перепадом температур и нехваткой кислорода.
Однако на этом Коккинаки не остановился. Через год пилот достиг высоты 11458 м с грузом 500кг на совершенно новой машине - самолете ЦКБ-26 конструкции инженера Сергея Владимировича Илюшина. Пилот смог побить международный рекорд, который до него принадлежал французскому летчику Синьерину.
За первым рекордом последовала целая серия мировых достижений. Как раз в это время Советский Союз вступил в Международную авиационную федерацию (ФАИ), и Коккинаки стал первым советским летчиком, чей мировой рекорд был официально зарегистрирован ФАИ.
Со временем слава о Коккинаки дошла до Сталина. После того, как летчик пролетел в общем строю над Красной площадью, Иосиф Виссарионович лично обратился к Владимиру Константиновичу: "У меня просьба к вам, товарищ Коккинаки. Я слышал, что вы на двухмоторном бомбардировщике товарища Ильюшина творите чудеса в воздухе. Но не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
После этого Коккинаки показал все, на что был способен, – виражи, восьмерки, горки, спирали и три петли Нестерова подряд, пишет acerating.ru.
Москва - Нью-Йорк
Всего за два года Коккинаки совершил ряд скоростных перелетов: Москва-Ейск-Москва, Москва-Баку-Москва, Mocквa-Cвepдлoвcк-Mocквa, Москва-Севастополь-Свердловск-Москва. Но до главного полета его жизни был еще далеко. Перелет Москва - Нью-Йорк, несмотря на полную готовность летчика, власти не раз отменяли.
Только в 1938 году у летчика появилась надежда: ему разрешили совершить перелет на полную дальность над территорией СССР в рамках подготовки к трансатлантическому перелету. И уже в июне со штурманом Бряндинским он совершил беспосадочный полет Москва - Владивосток, на двухмоторном самолете "Москва" конструктора Ильюшина за 24 часа 36 минут.
За этот перелет Владимиру Константиновичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, он смог доказать готовность самолета и экипажа к трансатлантическому перелету. Однако сроки перелета через Атлантику отодвинула гибель бессменного штурмана Коккинаки Героя Советского Союза комбрига Бряндинского в авиакатастрофе. Он погиб во время поисков экипажа Гризодубовой.
Точную дату перелета определил звонок Сталина. Тот позвонил Коккинаки, чтобы выяснить, когда ему лучше лететь. "Нужно, чтобы машина была готова к апрелю. Это значит - готовить сейчас", - ответил Владимир Константинович.
Трансатлантический перелет был крайне необходим для последующих регулярных полетов по этому маршруту, поэтому им так интересовался Сталин.
Требованиям перелета наиболее полно удовлетворял модифицированный серийный самолет ДБ-3, в конструкцию которого были внесены некоторые изменения – доработан фонарь кабины штурмана, снято вооружение, а взамен него в бомбоотсеке и кабине стрелка были установлены дополнительные топливные баки. Доработанный вариант самолета получил название ЦКБ-30 "Москва".
"Гарантируете ли вы в случае необходимости посадку на воду?", - спросил перед полетом Сталин у Ильюшина. "Я гарантирую посадку в Америке", - ответил тот.
28 апреля 1939 года в 4 часа 19 минут самолет "Москва" с Владимиром Коккинаки и его новым штурманом Михаилом Гордиенко, стартовал с Щелковского аэродрома под Москвой.
В течение многих часов летчик и штурман не снимали кислородных масок, находясь в негерметизированной кабине на большой высоте и в сплошной облачности. При этом температура за бортом и в кабине была одинаковая. На последнем этапе пути высота полета составляла уже 9000 метров, и только огромным усилием воли экипаж сохранял работоспособность.
Ориентируясь по приборам, в частности по радиокомпасу РЦ-7, Коккинаки практически "вслепую" вел самолет к американскому континенту. Условия погоды не позволяли совершить посадку в Нью-Йорке, все восточное побережье США было закрыто для посадки самолетов, и летчик изменил курс. В наступивших сумерках он сумел совершить посадку с убранным шасси на небольшом болотистом островке Мискоу в заливе Святого Лаврентия.
Таким образом, Коккинаки и Гордиенко уложились в 22 часа 56 минут. Они перелетели из Москвы в Америку по маршруту Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - США (остров Мискоу), преодолев 8000 километров (6515 километров по прямой) со средней скоростью 348 километров в час.
Это было выдающееся достижение для того времени. Позднее маршрут, проложенный Коккинаки и Гордиенко, стал использоваться для регулярных беспосадочных перелетов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) в 1965 году наградил Коккинаки "Цепью пионера розы ветров".
Авиационный долгожитель
В годы Великой Отечественной войны Коккинаки совмещал работу летчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника летно-испытательной службы авиационной промышленности.
По окончании войны Коккинаки продолжил удивлять своими новыми достижениями. Он совершил 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
Юбилейным для Владимира Константиновича стал 1957 год – исполнилось 25 лет летно-испытательной работы. А 17 сентября 1957 ему вторично было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но заслуженный летчик-испытатель и не думал останавливаться. В возрасте 53 лет Коккинаки совершил на Ил-18 дальний перелёт по маршруту Москва - Иркутск - Петропавловск-Камчатский - бухта Тикси - станция СП-6 - бухта Тикси - Москва, преодолев за 27 ч. 34 мин. около 18000 км.
С 1964 года Коккинаки работал в ОКБ Ильюшина инженером-методистом, с 1968 года был ответственным представителем Генерального конструктора в летно-доводочном комплексе, пишет testpilot.ru.
Всю свою жизнь Коккинаки поддерживал связь с родным городом, а его земляки всегда следили за его достижениями и победами. В 1975 году в Новороссийске, на парковой магистрали, был установлен бюст дважды Герою Советского Союза генерал-майору авиации Владимиру Константиновичу Коккинаки.
Его не стало 7 января 1985 года. Заслуженный летчик-испытатель умер в возрасте 80 лет, оставшись одной из главных фигур в истории отечественной авиации XX века.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников