Строительство ускорительно-накопительного комплекса (УНК) в Протвино (на границе Московской и Калужской областей) началось в 1983 году. Ускорительно-накопительный комплекс в итоге призван был обеспечить создание поля напряжением 3000 ГэВ (миллиардов электронвольт), что на тот момент втрое превышало энергию наиболее мощного в мире ускорителя, принадлежащего лаборатории имени Ферми (ФНАЛ) в США.
Обе ступени УНК планировалось разместить в одном подземном кольцевом тоннеле длиной почти 21 километр. Тоннель имел внутренний диаметр 5 метров и был расположен в стабильных породах на глубине от 20 до 60 метров (в зависимости от рельефа местности). По длине и глубине залегания он был аналогичен кольцевой линии Московского метрополитена. Сходство с метро дополнялось и тем, что примерно через каждые полтора километра к кольцевому тоннелю ускорителя примыкали подземные залы для размещения крупногабаритного оборудования ("станции"). Эти залы были связаны с поверхностью вертикальными шахтами для проводки коммуникаций, транспортировки оборудования и т.д.
В 1994 году был введен в строй первый участок – подземный канал длиной 2,7 км, соединяющий старый ускоритель протонов У-70 (запущен в октябре 1967 года, мощность 70 ГэВ, пять лет оставался самым крупным в мире, пока США не построили коллайдер в Национальной лаборатории Ферми) и новый УНК. Старый ускоритель служил первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера. В канале были смонтированы электромагнитная и вакуумная системы, аппаратура наблюдения за пучком. После настройки протоны с энергией 70 ГэВ пролетели по расчетной траектории до самого входа в подземное кольцо УНК.
К середине1990-х годов была завершена проходка основного тоннеля, оставались монтажные работы по установке в тоннеле оборудования. Для первой ступени было изготовлено 70 процентов оборудования. Для второй ступени были проведены НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), по собственной российской технологии изготовлены десятки сверхпроводящих магнитов. Но из-за сокращения финансирования программы проект постепенно сворачивался, и в 1998 году был закрыт.
В настоящее время никаких крупных строительных работ на объекте не ведется, поскольку основные горнопроходческие работы были завершены до 2000 года, а часть незавершенных строительством объектов заморожены.
Институтом физики высоких энергий (ИФВЭ) производится поддержание горных выработок в безаварийном состоянии. На эти цели расходуется около 80 миллионов рублей.
Оборудование, которое было изготовлено для русского коллайдера, хранится в отдельном корпусе на территории ИФВЭ.
По словам директора ИФВЭ Николая Тюрина, по множеству причин реанимировать русский коллайдер невозможно. Но есть идея разместить в тоннеле сверхпроводящий индукционный накопитель, по существу, гигантский аккумулятор, который помогал бы поддерживать стабильность перегруженной электросети Московского региона. Проект уже был представлен на всероссийских инновационных форумах и научно-технических ярмарках.