Рейтинг@Mail.ru
19 способов избежать кризиса для вуза - РИА Новости, 10.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

19 способов избежать кризиса для вуза

Читать ria.ru в
Дзен
Высшая школа экономики разработала антикризисную программу для российских вузов, которую на пресс-конференции в РИА Новости 10 июня представил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Высшая школа экономики разработала антикризисную программу для российских вузов, которую на пресс-конференции в РИА Новости представил ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Основные шаги:

1. Формировать резервы. Финансовый план-2009, утвержденный Ученым Советом ГУ-ВШЭ в октябре 2008 года, включал около 300 млн.руб. резерва. Резерв должен компенсировать вероятный недобор доходов и секвестирование бюджетных ассигнований в объеме до 22%.

2. Закрывать ненужное. Кризис - последний звонок для ликвидации неэффективных, потерявших рынок подразделений и образовательных программ. Иначе нельзя найти ресурсы на новые проекты. В этом году ГУ-ВШЭ «пустил под нож» несколько кафедр и научных подразделений.

3. Экономить на ремонтах и обслуживании. ГУ-ВШЭ сократил расходы по направлениям, непосредственно не обеспечивающим научный и учебный процессы. Университет, традиционно тративший больше ста млн.руб. в год на капитальный и текущий ремонт и другие хозяйственные закупки, сократил соответствующие расходы в два раза. Перевод традиционных сервисов (клининг, инженерное обслуживание) на аутсорсинг позволил в условиях кризисного спада соответствующих рынков достигнуть значительной экономии средств университета. Проведенные зимой аукционы на клининг зданий завершились 40% экономией по сравнению с затратами прошлого года.

4. Современные сервисы позволяют тратить меньше. ГУ-ВШЭ подписан на все мировые электронные библиотечные ресурсы по своим направлениям наук. 90% используемой литературы - в электронной форме. Ежегодные затраты в 15 млн.руб. позволяют обеспечивать студентов и преподавателей информацией на уровне, эквивалентном минимум 75 млн.руб. в год в «бумажном» варианте библиотеки. Университет ограничил расходы на компьютеры. Дело в том, что у поступившего в университет студента уже есть свой компьютер, и дело университета отныне - не расширять число компьтерных классов, а предоставить доступ к бесплатным интернет-сервисам из любой точки в зданиях университета а в последнее время - и из дома.

5. Не экономить на преподавателях. На фоне сокращения других расходов университет увеличил в среднем на 10 тысяч рублей в месяц гарантированную оплату своих преподавателей. Параллельно ужесточаются конкурсные требования: не имеющий научных результатов за последние 2 года преподаватель Вышки не сможет быть рекомендован на очередной срок.

6. Воспользоваться кризисом на Западе. Рынок труда для молодых ученых на Западе упал. ГУ-ВШЭ расширяет программу приглашения лучших молодых докторов наук, закончивших ведущие университеты мира. Число молодых PhD в университете достигло в этом году 30 человек и будет прирастать в среднем по 10 чел. в год.

7. Воспользоваться кризисом в бизнесе для приглашения лучших практиков. В дополнение к существующим базовым кафедрам они составят костяк совершенно новой формы обучения - проектно-учебных лабораторий. Научные институты ГУ-ВШЭ пополнились несколькими десятками бизнес-аналитиков.

8. Использовать кризис для привлечения лучших студентов к академической карьере. ГУ-ВШЭ резко расширил все формы академического вовлечения лучших студентов в образовательную и научную работу. Научно-учебные лаборатории, учебные и научные ассистенты, гранты «учитель-ученики» предполагают, что отобранные студенты - на сегодня больше 400 человек - получают оплату за свой труд. Университет здесь конкурирует с бизнесом, который вовлекает 65% студентов старших курсов Вышки в работу стажерами и на полставки. Бизнес временно ослаб - и это лучшее время побороться с ним за отличников.Параллельно введены 2-летние «стартовые гранты» для молодых преподавателей, гарантирующие им зарплату не меньше 40 тыс. руб. в месяц.

9. Формировать предпринимателей. Сегодня продукт Вышки - менеджеры, аналитики, ученые и чиновники. Доля выпускников, начинающих собственный бизнес, не превышает 10%. Поставлена задача удвоить этот показатель за 5-7 лет. Университет в 2009-2010 гг. резко расширит масштабы «выращивания» молодежных бизнес-проектов. Бизнес-инкубатор, который сейчас поддерживает около 10 старт-апов, будет поддерживать до 50, аналогичные структуры будут созданы на факультетах. Создаются 20 проектно-учебных лабораторий, финансируемые из бюджета университета первые три года работы.

10. Инвестиция в доверие: «Ты можешь сюда поступить». Прозрачность как процедуры поступления, так и обучения в ГУ-ВШЭ давно стала «визитной карточкой» вуза. В тяжкую годину руководителям российских университетов полезно сделать минимальные инвестиции в оперативность и полноту интернет-сайта вуза, в том числе в период приемной компании.

11. Развивать магистратуру. Спад экономики совпал с демографическим спадом. Кандидатов для поступления на 1 курс становится все меньше. В этих условиях те вузы, которые сохранили конкурентоспособные научные школы, имеют возможность сохранить и даже увеличить свои образовательные программы за счет открытия новых магистратур и привлечения в них выпускников других вузов. ГУ-ВШЭ, крупнейший магистерский университет России, расширил в этом году прием в магистратуру в полтора раза, до 1010 бюджетных и почти 400 платных мест на 35 программах. Для отбора лучших университет проводит в этом году 10 выездных зимних и летних школ, а также впервые в России -олимпиады бакалавров.

12. Использовать олимпиады для привлечения лучших студентов. Аудитории ГУ-ВШЭ традиционно заполняли победители федеральных предметных олимпиад и многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ. В 2009 г. университет признал право победителей большинства других профильных олимпиад, проводимых ведущими вузами по всей России, на внеконкурсное зачисление на соответствующие факультеты ГУ-ВШЭ. Это не только повысит качество контингента Вышки, но и поднимет престиж многих региональных олимпиад, будет способствовать их авторитету и привлекательности в глазах школьников.

13. Не повышать цены. В 2009 г. обучение для студентов-контрактников 1 курса ГУ-ВШЭ будет стоить столько же, сколько стоило в 2008.

14. ЕГЭ - это ваш шанс. В условиях сокращения числа абитуриентов вузы, которые считают свое образование качественным, должны использовать ЕГЭ для привлечения лучших студентов. Впервые в российском образовании ГУ-ВШЭ в 2009 г. заранее объявил о скидках в зависимости от набранных по Единому экзамену баллов. Например, выпускник школы с 300 баллами ЕГЭ по 4 профильным предметам будет платить всего 50% от 300 тыс.руб. цены платного обучения на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ.

15. Студенты-платники: не просто поддерживать, а поддерживать лучших. Вузам России полезно перенять - хотя бы в качестве антикризисной меры - практику ГУ-ВШЭ, устанавливающего скидки от 30 до 70% в оплате обучения тем студентам, кто добился явных успехов в учебе. Сегодня такие скидки получает каждый четвертый студент, обучающийся в ГУ-ВШЭ за деньги.

16. Привлекать студентов из других регионов. Благодаря ЕГЭ и проведению многопрофильной олимпиады ВШЭ в 30 регионах России ровно половина студентов Вышки - из провинции. Это самый высокий показатель среди столичных вузов. ГУ-ВШЭ никогда не устанавливал каких-то квот на прием иногородних студентов: все зависит только от их способностей. Когда мест в своих общежитиях не хватало, ГУ-ВШЭ арендовал общежития на рынке.

17. Помогать студентам находить практику и работу. Университет традиционно проводит Дни Карьеры и ярмарки вакансий с участием крупнейших работодателей. При появлении сигналов насыщения традиционных рынков труда факультеты университета расширяют круг вовлеченных компаний за счет малых и средних предприятий.

18. Помогать выпускникам. Вышка не позволяет выпускникам оторваться от альма-матер. Они имеют пожизненное право прохода в родной вуз, могут пользоваться библиотечными сервисами, посещать лекции. Для многих молодых специалистов - «белых воротничков» кризис означает потерю работы. Центр развития карьеры ВШЭ - подразделение, созданное выпускниками и для выпускников - активно помогает найти новые варианты на рынках труда, выработать оптимальную личную стратегию. Для тех, кто хотел бы во время кризиса инвестировать в свой человеческий капитал, ГУ-ВШЭ предоставляет скидки на программах дополнительного образования.

19. Кризис - лучшее время для расширения программ дополнительного образования. ВШЭ открыла новые программы ДПО, адаптированные «под кризисный спрос»: Среди них основы информатики для менеджеров и юристов, магистерская программа «корпоративный юрист» и другие, предназначенные для приобретения компетенций, которые повышают рыночную стоимость офисного работника. Университет дотиг договоренности с одним из крупнейших банков России о создании программы кредитования слушателей своих бизнес-школ и программ второго высшего образования.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала