В преддверии международного Дня донора о зарубежной и российской практике донорства, о достижениях и планах российской Службы крови с нашим корреспондентом побеседовала Начальник Управления службы крови ФМБА России Вера Богданова.
- 14 июня – международный День донора. Какие страны можно назвать передовыми в этой области, у кого лучше всех организована работа с донорами?
- О зарубежной практике пропаганды донорства я знаю непонаслышке. Первая моя зарубежная стажировка проходила в Голландии. Это была двухмесячная практика по организации донорства. Должна Вам сказать, что ничего нового в мире не придумано – как говорится, «без труда и не вытащишь и рыбку из пруда». Как и в России, руководитель донорского отдела Службы крови посещает фабрики, заводы, колледжи и рассказывает о смысле донорства, о его важности и пользе, о том, что нигде невозможно взять кровь, кроме как от человека… То есть, они в прямом смысле «ходят в народ» и привлекают новых доноров.
В Европе донорство особенно хорошо организовано в Швеции, в Германии, во Франции, в Финляндии. Это довольно благополучные страны, и, несомненно, этот факт влияет на отношение к донорству в обществе. В некоторых странах, конечно, практикуются минимальные поощрения - сувениры, футболки, DVD-диски. Но практики денежного вознаграждения или отгулов в этих высокоразвитых, благополучных странах нет.
Интересен опыт бывших стран социалистического лагеря, бывших союзных республик, стран СНГ. Некоторые из них уже вошли в Евросоюз и теперь должны подчиняться общим правилам. А в Евросоюзе действует директива, это закон для Евросоюза – донорство должно быть только добровольным и только безвозмездным. Конечно, новые члены Евросоюза за один день или один год тоже не могут перейти на добровольное безвозмездное донорство, отказавшись от ранее практиковавшегося платного. Но, перешагнув порог Европейского союза, они подпадают под действие нового законодательства и вынуждены с ним считаться. Принимаются новые донорские программы, проводятся специальные мероприятия, но… Ведь уже много лет прошло, как, например, страны Балтии вошли в состав Евросоюза, однако пока им не удалось полностью реализовать программу безвозмездного донорства.
Примечательно, что внутри Евросоюза допускается обмен запасами крови между странами. Он регламентируется специальным законом стран Содружества. Это очень непростой процесс, для его реализации создаются специальные институты, совместные рабочие группы, в Евросоюзе существует комитет по переливанию крови, и они находят решения многих проблем.
Я являюсь представителем Российской Федерации в комитете по переливанию крови при Совете Европы. Недавно на рабочем совещании этого комитета обсуждались подобные вопросы, и все они требуют решения, особенно в части редких групп крови.
Что же касается самообеспечения стран кровью – имеется в виду уровень заготовки крови, достаточный для нужд здравоохранения – необходимых переливаний крови, и производства лекарств из гемокомпонентов - надо сказать, что далеко не все страны справляются с этой задачей. Даже благополучные европейские страны не всегда в состоянии обеспечить все свои потребности.
Еще один важный вопрос – соблюдение баланса заготовки и реальных потребностей здравоохранения страны. В нашем случае централизация Службы крови способствует улучшению качества и планирования заготовки крови, эффективности контроля за ее применением. Служба крови – очень сложная и сбалансированная система. Грамотное планирование деятельности, хорошая организация процесса со временем может дать возможность сократить количество малоэффективных ОПК, например, муниципальных, которые хуже оборудованы и принимают совсем небольшое число доноров. Ведь не секрет, что на муниципальном уровне часто не хватает денег на новое оборудование, совершенствование материальной базы.
Недавно я была в Швеции, там работают отделения переливания крови при крупных госпиталях. В этих отделениях на весь регион, который обслуживает госпиталь, работает один сотрудник-волонтер, который и занимается пропагандой донорства в этом регионе. Очень интересно и практично организована система Службы крови в Канаде. Там существует национальное агентство, которое реализует функции по управлению Службой крови, в нем есть отдел по работе с донорами, он состоит всего из 17 человек – на всю огромную Канаду! И они работают с одиннадцатью тысячами волонтеров. Штатные сотрудники организуют работу с волонтерами, их обучение. А волонтерами являются пенсионеры, студенты и бизнесмены.
- Существует ли всемирная программа развития донорства, международные донорские организации?
- Всемирная организация здравоохранения однажды осознала, что необходимо «выровнять» уровень развития Служб крови в разных странах. Кроме того, по мнению экспертов ВОЗ, все равно всегда, даже при самой высокой организации Службы крови в стране, всегда будут оставаться риски, являющиеся источниками ошибок...
Очевидно, что только применением достижений технического прогресса не решить всех проблем Службы крови. Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения разработала глобальный проект «Менеджмент качества в Службе крови». Идея этого проекта состоит в распространении знаний по менеджменту качества по всему миру. Основой проекта служит образовательная программа, разработанная ведущими специалистами мировых Служб крови. Всемирная организация здравоохранения подготовила учебные пособия, раздаточные материалы, преподавателей, проводящих работу в учебных центрах Европы, Америки, Африки, Австралии. Учебные центры, в свою очередь, должны распространять эти знания в своих регионах по типу цепной реакции.
Мы перевели все учебные материалы на русский язык и провели такой курс в России и странах СНГ. Из СНГ в программе ни разу не принимали участия только Грузия и Армения. Но будем надеяться, что рано или поздно эти страны тоже примут участие в проекте европейского бюро Всемирной организации здравоохранения.
- 2009 год – второй год реализации программы развития Службы крови РФ. Каковы итоги первого года программы и ближайшие планы? В каких регионах России Служба крови добилась наибольших успехов?
- Прошло еще слишком мало времени, чтобы делать окончательные выводы об итогах реализации программы в 2008 году. Но мы оснастили 15 региональных учреждений Службы крови и 6 федеральных. Все они получили новое оборудование. Конечно, на этом оборудовании будут заготовлены стандартизованные гемокомпоненты, а стандартизация – это всегда улучшение качества. Это само по себе уже хорошо, хоть и не выражается в реальных цифрах.
Конечно, мы ждали и увеличения количества доноров, и здесь уже можно назвать некоторые статистические данные. Во-первых, и это отрадно, впервые за постсоветскую историю увеличилось количество доноров. Пусть ненамного – всего на 1,4% в среднем по стране. Но главное – переломлена негативная тенденция последних лет.
В регионах, где в 2008 году реализовывалась программа развития Службы крови, количество доноров увеличилось от 5 до 46%. Очень хорошие результаты были, например, в Челябинской области – челябинцы первыми задействовали мобильный комплекс заготовки крови, очень активизировались доноры, даже пришлось выделять дополнительные деньги на расходные материалы. За 2008 год число платных доноров в среднем по стране снизилось на 17%, а число безвозмездных возросло на 4%.
Мы вели подробнейший мониторинг ситуации в регионах, сейчас готовятся сравнительные данные за соответствующие периоды 2008 и 2009 годов, по конкретным станциям переливания крови, с которыми мы работали. Кстати, число безвозмездных доноров на СПК – участниках проекта – выше, чем по России в целом. Что, несомненно, подтверждает эффективность мероприятий по пропаганде донорства.
И еще. Очень важно помнить о необходимости рационального использования крови. Здесь немалую роль играет экономический аспект. Например, при лечении некоторых заболеваний достаточно перелить коллоид или кристаллоид – заменители крови. Но ситуация такова, что этот простой продукт стоит денег, а кровь – бесплатна. Конечно, это кажущаяся бесплатность, но, тем не менее, иногда врачи предпочитают использовать кровь там, где можно обойтись заменителями.
Одна из важнейших наших задач в этом году – заготовить не как можно больший объем крови, а именно оптимальный, соблюсти баланс между объемом и качеством. И воспитать уважительное отношение к крови, культивировать знания о том, в каких случаях ее переливать по-настоящему необходимо.
- Повлиял ли экономический кризис на развитие донорства в стране, появились ли трудности в коммуникациях с потенциальными донорами?
- Самое главное – довести до населения идею, что кровь – это уникальный продукт, который не вырастишь на дереве, не добудешь из земных недр, не синтезируешь. Что она может быть взята только от человека, это исключительно человеческий ресурс. Что важно быть безвозмездным донором - и тогда нам не страшен никакой кризис. Нельзя, чтобы кризис взял над нами верх.
Нам важны именно безвозмездные доноры. Как минимум, по двум причинам.
Во-первых, безвозмездный донор, сознательно придя на СПК, не скроет свои заболевания, расскажет врачу о рисках своего поведения. Ведь не всегда можно определить инфекцию, иногда она просто еще в принципе не может быть выявлена, например, в самом начале заболевания. Конечно, сейчас внедряется такая техника, которая способна выявлять инфекции на генном уровне. Но такое оборудование есть еще не на всех станциях переливания крови. И поэтому принципиальная позиция Всемирной организации здравоохранения состоит в том, что ставка делается именно на безвозмездное донорство.
Во-вторых, когда из процесса донорства будет исключен экономический аспект, к нам не пойдут люди, которые нуждаются в деньгах. Вообще, зарубежная практика показывает, что донорство – не удел бедных людей. Донорство не должно быть источником существования. Однажды наш американский коллега, директор Центра крови Лос-Анджелеса, сказал мне: «Вы же добрая нация! Вам надо еще совсем немного поработать, чтобы организовать массовое безвозмездное донорство». Я очень надеюсь, что мы сумеем воспитать новое поколение и доноров, и общества, которое осознает важность донорства. В обществе обязательно должно быть понимание, что доноры – это не какие-то особые люди. Мы все – потенциальные доноры. И лишь некоторые из нас по какой-то причине, к сожалению, не могут помочь другим людям. А все остальные обязательно должны быть донорами.
- В преддверии международного Дня донора с какими словами Вы обратились бы к людям, безвозмездно отдающим свою кровь для спасения чужих жизней?
- Я восхищаюсь этими людьми. И, прежде всего, я бы им поклонилась. Это люди, которые созрели для высшего человеческого поступка, настоящей человеческой доброты. Я пожелала бы им доброго здоровья и продолжения своей донорской миссии.
Корреспондент Сергей Ветричев