В последние недели на страницах газет состоялась заочная полемика между главами Федеральной миграционной службы (ФМС) и Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ. Тема – место мигрантов в криминальной статистике. Глава ФМС Константин Ромодановский на своей пресс-конференции заявил, что «преступления иностранных граждан составляют 3-4 процента от раскрываемых преступлений». Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин на совещании по вопросам борьбы с преступностью в среде мигрантов возразил, что, по его данным, факты говорят об обратном.
Статистика преступности в любой стране – предмет бесконечных политических манипуляций, она всегда оставляет много места для фантазии. Говорит, скажем, потерпевший, что напавший на него человек был «кавказской внешности». Милиция тотчас же транслирует эту информацию в СМИ, и у обывателя создается впечатление, что прав Бастрыкин. А потом выясняется, что кавказской была только внешность. Или что нападал не иностранец, а представитель братских российских народов Северного Кавказа – то есть наш согражданин. Получается, что прав Ромодановский. Но вот такая информация в СМИ уже не идет. Это же не оперативная сводка.
Так вот, даже на традиционно туманном фоне мировой криминальной статистики, российская статистика криминала среди иностранцев – это просто какой-то Бермудский треугольник. Разброс чиновных оценок – от 3 процентов общего количества преступлений до 90. Соперничать с этой «погрешностью» может только разброс оценок общего количества проживающих в России мигрантов – называются цифры от 2 до 15 миллионов человек.
Уже сам этот разброс – показатель негодности действовавшей с девяностых годов системы учета и регистрации иностранцев. Вы представляете реакцию общества, если бы синоптики давали нам прогноз погоды – от 2 градусов мороза до 15 градусов тепла?! А ведь синоптики имеют дело с и вправду плохо предсказуемыми перемещениями облаков и воздушных масс. При этом они эти самые облака не бьют, не заставляют стоять в очереди и не штрафуют. А чиновники все это с мигрантами и приглашающими их людьми регулярно проделывают - и все равно никак не могут сосчитать. Когда в 2002 году, семь лет назад, тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов вводил миграционные карточки, министр заверил нас, что теперь мы будем знать у себя в стране каждого иностранца. Сколько мучений было с этими карточками, сколько люди отстояли очередей, сколько паспортов изъято и испорчено – не сосчитать. А оценка численности мигрантов – все от 2 до 15. Такая вот получается, как говаривал Борис Николаевич Ельцин, загогулина. И виноваты в ней скорее не нынешние сотрудники ФМС, а их предшественники, создавшие громоздкую систему, которую Ромодановский пытался гуманизировать.
Впрочем, сейчас, похоже, у гуманистов из ФМС появились мощные оппоненты. Вот что говорит заместитель председателя СКП Василий Пискарев в интервью «Российской газете»: «Выявлены многочисленные случаи использования поддельных документов, в которых фигурируют сотрудники ФМС. За деньги выдавали российское гражданство даже террористам. Например, некий гражданин Таджикистана, получив российский паспорт, спокойно пересек границу и обучался военному делу в отряде боевиков на Северном Кавказе».
Из этой цитаты неясно, где получил российский паспорт нехороший гражданин Таджикистана. В российском посольстве в Душанбе? Но такие паспорта выдает не ФМС, а МИД. И какую границу он пересек, если предположить, что паспорт он получил все-таки в России? Ведь Северный Кавказ – это тоже Россия.
Здесь, кстати, просматривается любимый прием блюстителей чистоты московских улиц – путать понятия «мигрант» и «приезжий». Не каждый въехавший в Москву на поезде или машине человек – мигрант. Но когда речь идет об этнической преступности, логика отступает, верх берут эмоции. Конечно же, политик или силовик, бьющий тревогу по поводу засилья «иностранных криминальных гастролеров», может рассчитывать на куда более живой отклик в обществе, чем правозащитник, ноющий о каких-то там невыплаченных зарплатах и незаконных задержаниях. Вот силовики и изощряются в нагнетании страхов.
В этнической чистке, оказывается, нуждается даже лес. «Буквально на прошлой неделе в Подмосковье в лесу был обнаружен самострой, в котором проживали мигранты,- сообщает «Российской газете» Василий Пискарев. – На какие средства они существовали? При чьем попустительстве построили целый нелегальный поселок в лесу?.. Общественная палата согласилась с этим и на одном из ближайших заседаний собирается обсудить проблемы преступности приезжих».
Интересно, что Общественная палата намного чаще, просто бесчисленное число раз призывала прокуратуру и ее Следственный комитет внимательно расследовать преступления ПРОТИВ мигрантов. По данным члена Общественной палаты Александра Брода, возглавляющего Московское бюро по правам человека, за период с января по май 2009 года в стране зафиксировано 90 нападений на почве агрессивной ксенофобии, причем 29 человек в результате этих нападений погибли, а не менее 84 получили ранения. Что же касается «мигрантского» поселка в лесу, то куда распространеннее другая ситуация: мигранты стоят в лесу дачный поселок для богатых чиновников и бизнесменов, а потом не получают за это денег. Вот какие дела следовало бы СКП расследовать в первую очередь.
К сожалению или к счастью, жизнь подтвердила слова Л.И.Брежнева о том, что советский народ – новая историческая общность людей. Мы четыреста лет жили вместе и изменить эту ситуацию одним чиновным росчерком пера нельзя. Правда, прокурорские следователи изо всех сил стараются доказать обратное. Следственный комитет при прокуратуре, оказывается, разработал проект закона, требующего от каждого въезжающего в страну иностранца «дактилоскопическую карту, а также фотографирование и сканирование документа, удостоверяющего его личность». Остановить поток мигрантов и гастарбайтеров эти меры не смогут, статистика у нас будет по-прежнему от 2 до 15. Зато удастся сделать другое - обозлить гостей России со всех концов света, окончательно испортить отношения со странами СНГ и угробить репутацию страны на Востоке и на Западе. Не стоит забывать и о том, что многие страны (и в СНГ, и на Западе) строят свою визовую политику в отношении России на основе паритета. Так что придется и нам отпечатки пальцев сдавать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции