Рейтинг@Mail.ru
Для поиска воды на Луне американцы выбрали российский прибор - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Для поиска воды на Луне американцы выбрали российский прибор

© astrogalaxy1.narod.ruДля поиска воды на Луне американцы выбрали российский прибор
Для поиска воды на Луне американцы выбрали российский прибор
Читать ria.ru в
Дзен
На 17 июня запланирован запуск космического аппарата НАСА «Лунный орбитальный разведчик» с российским нейтронным детектором ЛЕНД на борту. После перелета разведчик выйдет на рабочую окололунную орбиту, с которой будет вести с помощью ЛЕНДа поиск водяного льда на Луне...

Юрий Зайцев, эксперт Института космических исследований РАН, для РИА Новости.

На 17 июня запланирован запуск космического аппарата НАСА «Лунный орбитальный разведчик» (Lunar Reconnaissance Orbiter, LRO) с российским нейтронным детектором ЛЕНД (LEND, Lunar Exploration Neutron Detector) на борту. После перелета разведчик выйдет на рабочую окололунную орбиту высотой 50 км, с которой будет вести с помощью ЛЕНДа поиск водяного льда на Луне.

Этот естественный спутник Земли – ближайший плацдарм человеческой экспансии, где очевидно, будут созданы первые внеземные базы. Их обитателям понадобится как вода, так и ее компоненты – кислород и водород. Первый для дыхания, второй – как топливо для ракет, опять же в сочетании с кислородом. Если вода на Луне будет найдена, то ее не придется доставлять с Земли, что значительно облегчит лунную колонизацию.

В целом миссия LRO призвана обеспечить решение трех практических задач освоения Луны. Во-первых, исследовать оптимальные районы посадок на нее перспективных автоматических и пилотируемых аппаратов. Во-вторых, провести разведку водных ресурсов и потенциально полезных ископаемых в лунных недрах. В-третьих, изучить радиационную обстановку на Луне с точки зрения воздействия на человеческий организм.

Вместе с тем, поиск воды на Луне важен и для лучшего понимания эволюции Солнечной системы. Наиболее вероятно, что вода там должна была накапливаться в виде пластов при падении комет. Каждый такой пласт должен хранить в себе хронологию кометных ударов за миллиард и более лет. Ее изучение позволит проследить историю Солнечной системы с начала образования.

Наконец, сегодня активно обсуждается гипотеза, что жизнь пришла на Землю из космоса и ее переносчиком могли быть кометы. Изучение лунных «кометных отложений» может дать новые свидетельства в пользу этой гипотезы или, напротив, опровергнуть ее.

Прибор ЛЕНД был предложен группой российский и американских ученых и победил на конкурсном отборе НАСА для включения в состав научно-измерительного комплекса космического аппарата LRO. Американские специалисты примут участие в обработке и анализа данных измерений. Примечательная особенность проекта в том, что он находится не в ведении управления НАСА, отвечающего за космическую науку, а относится к управлению, курирующему работы по освоению космоса.

Разработка и изготовление прибора финансировалась Роскосмосом. Работы по проекту были включены в Федеральную космическую программу России на 2006-2016 гг. Помимо Института космических исследований Российской академии наук (головная организация) в его создании участвовали ученые Института ядерных исследований (г. Дубна) и Государственного астрономического института им. Штернберга (МГУ). Научный руководитель проекта - доктор физ.-мат. наук Игорь Митрофанов из ИКИ РАН.

ЛЕНД – это, по сути, усовершенствованный вариант российского нейтронного детектора ХЕНД (High energy neutron detector – детектор нейтронов высоких энергий), который с 2001 г. помогает американскому космическому аппарату «Одиссей» искать воду под поверхностью Марса. Об этом приборе в Российской академии наук говорят как об одном из самых заметных достижений отечественной науки. К настоящему времени ХЕНД проработал на орбитах Марса во много раз дольше, чем любая другая российская исследовательская аппаратура, направленная к этой планете за все годы его исследований.

В основе работы и ХЕНДа, и ЛЕНДа лежит принцип регистрации вторичных нейтронов, которые рождаются под воздействием космических лучей в приповерхностном слое грунта толщиной 1-2 м. При этом нейтроны частично поглощаются и замедляются ядрами основных породообразующих элементов. Выходящий из грунта поток нейтронов зависит от состава слагающих его веществ и в первую очередь – от присутствия в нем водорода и водородосодержащих соединений. Отслеживая изменения в поглощении, детекторы нейтронов могут с орбиты определять изменения содержания водорода в поверхностном слое. Поскольку водород - один из двух основных компонентов воды, то тем самым можно оценить ее количество в грунте.

Использование методов нейтронной спектроскопии позволят не только судить о среднем содержании водорода и, соответственно, водяного льда, а именно в таком состоянии вода, скорее всего, находится на Луне и Марсе, но и производить оценки толщины ледяного покрова. Это достигается сравнением измерений потоков нейтронов разных энергий.

Как поясняет руководитель проекта Игорь Митрофанов: «На Луне вода в виде льда теоретически может существовать только в районе полюсов – на дне кратеров, куда не попадает солнечный свет и где могут быть так называемые холодные ловушки. Но чтобы засечь эти ловушки, имеющие в поперечнике всего несколько десятков километров, ЛЕНД должен работать в связке с приборами, которые с высочайшей точностью «привяжут» регистрируемый поток нейтронов к кратерам Луны».

Один из таких приборов – лазерный измеритель высоты (Годдарский центр космических полетов НАСА), в задачу которого входит построение глобальной карты лунного рельефа.

В состав научно-измерительного комплекса орбитального разведчика входят также камера для исследований особенностей поверхности лунных полярных областей (Северо-западный университет США), радиометр для построения глобальных карт температуры поверхности (Университет штата Калифорния), специальный ультрафиолетовый телескоп для поиска отложений водяного льда в затененных областях (Юго–западный исследовательский институт США) и дозиметр для измерения радиационной дозы от галактических космических лучей (Университет Бостона, США).

Дополнительную информацию о воде на Луне может дать «бомбардировка» ее поверхности, предложенная специалистами Исследовательского центра им. Эймса (Калифорния). Суть проекта, получившего обозначений «Голубой лед» (Blue Ice), в том, чтобы использовать резервные мощности РН «Атлас-5» (кстати, на ее первой ступени установлен российский двигатель РД-180) для выведения в космос одновременно с основным космическим аппаратом LRO еще одного небольшого исследовательского зонда, нашпигованного оптической, спектральной и другой аппаратурой. Ему дали наименование LCROSS, т.е. Lunar Crater Observation and Sensing Satellite («Спутник для наблюдений и замеров в лунном кратере»).

Разгонный блок «Атласа-5» - его последняя ступень - «Центавр» массой свыше двух тонн врежется в лунную поверхность. При этом облако обломков лунных пород и пыли должно подняться на высоту свыше 9 км. Спустя примерно 10 мин. через это облако пролетит зонд LCROSS и выполнит его анализ.

Схожую операцию провели в сентябре 2006 г. специалисты Европейского космического агентства, использовав для этого искусственный спутник Луны Smart-1. Принципиальное отличие проекта «Голубой лед» в том, что с помощью российского нейтронного детектора ЛЕНД будет выполнена предварительная разведка и определен район, где наличие воды наиболее вероятно. Именно в этот район и будет направлен разгонный блок «Центавр».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала