Петр Романов, политический обозреватель РИА Новости.
С третьей попытки министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова все-таки убили. Заказчик был, несомненно, серьезным, о чем говорит и его настойчивость, и то, что убил министра снайпер, да еще из оружия, которым пользуются лишь в отдельных подразделениях спецназа. Надеюсь, этот довольно необычный факт поможет следователям докопаться если не до самого заказчика, то хотя бы до исполнителя преступления. И уж, во всяком случае, до того, кто вложил это столь редкое оружие в руки убийцы.
Кстати, эта необычная снайперская винтовка, следы от которой ведут в спецназ, породила сразу же массу версий, в том числе и ту, что нагнетание обстановки в Дагестане, вплоть до войны (вторая Чечня), нужно кому-то из политических соображений на очень высоком уровне. Не верю. Не вижу таких безумцев, не вижу смысла и не верю, что подобный вариант вообще возможен. Дагестан не Чечня. Бывал там и могу утверждать уверенно. Схожесть ситуаций только кажущаяся, но не внутренняя.
Легче поверить в очередного «оборотня», что стащил и продал винтовку, хотя и это выглядит не очень умно. Это все-таки не то, что украсть автомат Калашникова в нашей армии. Впрочем, тут вопрос в сумме, деньги туманят порой и нормальные вроде мозги.
Реальных версий, на мой взгляд, две. Первую условно можно назвать «уголовной». Судя по отзывам, бывший министр был по характеру настоящим «волкодавом» и вполне заслуженно занимал свое высокое место. Ну а у любого порядочного милицейского «волкодава» (жаль, что их явно не хватает) смертельных и влиятельных врагов хватает.
И версия вторая, не менее, а, возможно, и еще более вероятная, которую можно условно назвать «Кавказ». Или, еще точнее, две версии в одной упаковке – «Кавказ» в чистом виде и, так сказать, «Кавказ и его окрестности».
После наведения относительного порядка в Чечне (там периодически стреляют до сих пор, несмотря на отмену режима КТО), основная масса недобитков перекочевала в Ингушетию и в Дагестан. На них обратили свое главное внимание как внутрикавказские политики-дельцы, так и зарубежные спонсоры. И у этих людей хорошие деньги и хорошие связи. Так что и спецзаказ, и спецоружие могли поступить и по этим каналам.
То, что ситуация на Кавказе плохая, доказывать не надо. Это понятно всем. Социальные проблемы и средневековая клановость, легко перетекшая в современную политику, проблему только усугубляют. И все-таки центр держит пока ситуацию под относительным контролем. Москва не способна защитить на Кавказе от убийства даже министра внутренних дел, но все же способна пока не допустить там (силой) развитие событий по чеченскому сценарию.
Не сомневаюсь, что Дагестан и соседние регионы ждут (или они уже интенсивно идут) жесткие зачистки, в ходе которых часть мелкой преступной рыбешки в сети, конечно, попадет. А вот заказчики, как убийства министра Магомедтагирова, так и заказчики еще более крупные - дестабилизации российского Кавказа, в милицейскую сеть ловить бессмысленно. Их просто нет в Дагестане, а скорее всего, нет и в самой России.
В условиях финансового кризиса решать проблемы Кавказа, понятно, стало труднее, чем вчера. Но надо честно признать, что и при более благоприятных обстоятельствах эти проблемы решались властью неудовлетворительно. Силовой вариант сдерживания ситуации на Кавказе - дело дурное, поскольку это уже последний рубеж. Так что, хочется или не хочется, но на кавказские дыры требуются приоритетные заплаты.
И речь не только о деньгах. Может быть, прежде всего, там требуются умные головы и твердые характеры. Вопрос только в том, осталось ли хоть капля этого резерва у Москвы.
Хуже того, нетрудно заметить, что Кавказ в значительной степени переехал на жительство в Москву. Здесь больше денег и шансов на выживание. Да и к власти ближе, и к правоохранительным структурам, и к родным авторитетам, которые перебрались в столицу уже давно. Так что разбираться с Кавказом пора во всех смыслах. Рвануть, как я уже сказал, в ближайшее время он не рванет. Но количества взрывчатого материала становится все больше и на самом Кавказе, и в Дагестане, и на московских улицах. И это ясно уже каждому московскому обывателю.
Короче говоря, подозреваю, что если честно и дотошно начать разбирать дело об убийстве Магомедтагирова, ниточка очень скоро начнет разделяться и потянется в самых разных направлениях.
Дай Бог удачи следователям. Удачи Кремлю, дагестанцам. И нам, грешным, что каждый день ходят по московским улицам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции