Андрей Жуковский, независимый журналист (Вильнюс), специально для РИА Новости.
Прошедшие в воскресение в Литве выборы в Европарламент завершились полным провалом – свою волю выразило чуть более 15 процентов граждан, имеющих право голоса. По предварительным данным, впервые от Литвы в Европарламент попадет и представитель польского национального меньшинства.
Избирательная Акция Поляков Литвы (ИАПЛ), «посмевшая» участвовать в выборах в Европарламент, стала настоящей головной болью для старожилов литовской политики. Партия, объединившая под своим крылом не только поляков, но также и других представителей нацменшинств – русских, белоруссов, украинцев. Не случайно перед выборами бродил в литовском интернет-пространстве анекдот, что «в числе 12 литовских европарламентеров будет 10 поляков, один еврей и один жемайтиец», то есть все те, к кому литовцы питают не самые теплые чувства. Правда, подтвердился он лишь отчасти.
По предварительным данным в Европарламент от Союза Отечества прошли 4 кандидата, Литовская Социал-демократическая партия в Брюссель отправит 3 своих представителей, партия Порядок и Справедливость - 2, среди которых значится отстраненный от власти по обвинению в нарушении конституции президент Роландас Паксас.
Право по одному представителю в Европейском парламенте также получили партия Труда, ИАПЛ и Союз либералов с 6,94 процентами голосов. Не преодолели пятипроцентный барьер, обязательный для прохода в Европейский парламент, 9 участвовавших в выборах партий.
Эти выборы имели еще один своеобразный грустный рекорд. Хотя голосовать агитировали все: и теперь уже бывшая еврокомиссар, а нынче президент Даля Грибаускайте, и завершающий свое пребывания на посту главы государства Валдас Адамкус – избирательные участки пустовали. На прошлых выборах число голосовавших было почти в три раза больше.
Уже в предверии голосования было ясно, что только поляки сумели сплотить своих сторонников. Результаты выборов это ясно продемонстрировали – в населенных в основном поляками Шалчининкайском и Виленском районах число пришедших отдать свой голос избирателей составило около 30 процентов, что почти вдвое больше, чем в среднем по Литве.
Густонаселенный русскими Висагинас установил другой своеобразный рекорд. Тут голосовать пришло чуть больше 7 процентов избирателей. Русские избиратели в отличие от поляков не смогли сплотиться. В связи с отсутствием единой партии, которая могла бы обьединить русских и иное русскоязычное население Литвы, эта категория людей зачастую выборы попросту игнорирует.
Лидер поляков Литвы Валдемар Томашевски, который в скором времени отправится в Брюссель, не раз предупреждал русское меньшинство об опасности раздробленности и предлагал черпать опыт у литовских поляков, которые не только обьединились но и сумели достигнуть на последних выборах весма значимых результатов.
«Я удивляюсь, что русские в основном голосуют за либералов и им подобных. С каких пор это русские стали такими либеральными? Вам следует обьединиться и последовательно бороться за свои права», – не раз подчеркивал Томашевски.
Отстала Литва не только от ЕС, где явка избирателей в среднем составила 43,24 процента, но и от своих ближайших соседей по Евросоюзу. Число голосовавших в Латвии перевалило за 50 процентов. Да и 8 мандатов, которые полагаются Латвии в Европарламенте, по предварительным данным разделят семь партии. Явка избирателей в Польше выглядела поскромнее, но все таки приблизилась к 20 процентам.
Видимо, именно поэтому именуемый патриархом литовской политики почетный председатель партии консерваторов Союз Отечества Литвы и европарламентарий Витаутас Ландсбергис результатами выборов остался недоволен. «Мы могли получить половину всех голосов, к сожалению, другие партии нам помешали», – ознакомившись с предварительными результатами, заявил Ландсбергис.
Завершающий свой срок Президент Валдас Адамкус в воскресенье прогнозировал, что голосовать придет меньше трети избирателей страны. В своей речи на избирательном участке президент подытожил результаты еще до их завершения.
«Выборы в Европарламент среди литовцев не вызвали никакой заинтересованности, а еще в этот день идет дождь. Предвыборную кампанию можно назвать грустной. Конечно, победят те, кто своим избирателям может приказать пойти голосовать даже при проливном дожде», – отметил Адамкус.
Боязнь, что в парламент попадут поляки, оправдалась. Помимо того, что выбор не литовца сильно задевают литовские национальные амбиции, в правящих литовских кругах появился страх, что теперь в Европарламенте появится человек, представляющий интерес нацменшинств. Ведь тогда малейший скандал эхом отзовется во всей Европе. А причин к разным конфликтам и, кстати говоря, не по вине нацменшинств, немало.
Закрываемые школы или запрет на таблички с названием улиц на языке компактного проживания национальных меньшинств могут больше не остаться без внимания еврочиновников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции