Рейтинг@Mail.ru
Выборы в парламент Ливана, скорее всего, не выявят явного победителя - РИА Новости, 07.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выборы в парламент Ливана, скорее всего, не выявят явного победителя

Читать ria.ru в
Дзен
"Скорее всего, выборы не дадут явного преимущество ни одной из сторон. Мы получим парламент, состоящий из двух больших меньшинств с несколькими кандидатами в центре", - считает директор ближневосточного Центра Карнеги в Бейруте Пол Салем.

ДАМАСК, 7 июн - РИА Новости, Павел Давыдов. Наиболее вероятный исход парламентских выборов, которые пройдут в воскресенье в Ливане, - это отсутствие в них явного победителя, полагают эксперты.

"Скорее всего, выборы не дадут явного преимущество ни одной из сторон. Мы получим парламент, состоящий из двух больших меньшинств с несколькими кандидатами в центре", - сказал в беседе с РИА Новости директор ближневосточного Центра Карнеги в Бейруте Пол Салем.

Это, считает он, приведет к формированию правительства национального единства, в котором ни один из политических лагерей "не будет обладать решающим большинством, и оба будут располагать правом вето".

"14 марта" против "8 марта"

Основная борьба на сегодняшних выборах развернется между представителями двух блоков, доминировавших на политической арене Ливана в течение последних четырех лет, прошедших со времени убийства в Бейруте в феврале 2005 года бывшего премьер-министра этой страны Рафика Харири.

Один из них - "Коалиция 14 марта". Свое название она берет от даты проведения массовой антисирийской демонстрации в центре Бейрута. Она прошла ровно через месяц после убийства Харири и стала началом "Кедровой революции" в Ливане, приведшей в итоге к выводу сирийских войск из страны.

"Коалиция 14 марта" состоит из суннитских, друзских и христианских партий, крупнейшую из которых - движение "Аль-Мустакбаль" - возглавляет сын убитого Рафика Харири Саад. В нее входят также "Прогрессивная социалистическая партия" лидера друзов Валида Джумблата, "Ливанские силы" Самира Джааджаа и партия фалангистов Амина Жайеля.

На выборах 2005 года "Коалиция 14 марта" завоевала большинство мест в парламенте. Поддержку ей оказывают США, Франция, а в арабском мире - Саудовская Аравия, Египет, Иордания.

Оппозиционная "Коалиция 8 марта", опирающаяся на поддержку Сирии и Ирана, также названа в честь даты массовой демонстрации. Организована она была движением "Хезболлах" в поддержку Сирии. Помимо "Хезболлах" в коалицию входит еще одно шиитское движение - "Амаль" Набиха Берри, христианское "Свободное патриотическое движение" генерала Мишеля Ауна и движение "Марада" Сулеймана Франжье.

Противостояние двух политических группировок, их взаимные обвинения резко усилились после июльской войны 2006 года, что привело в итоге к острому политическому кризису. Продолжался он полтора года, в течение которых страна жила с парализованным правительством, без президента и едва избежала угрозы новой гражданской войны.

Кризис удалось преодолеть благодаря договоренностям, которые враждующие ливанские политики достигли в мае 2008 года в столице Катара Дохе. Они касались формирования правительства национального единства, избрания президента и проведения парламентских выборов.

Все решат два-три голоса

В парламенте Ливана 128 мест, которые поделены поровну между христианами и мусульманами. В свою очередь, обе эти половины разделены среди представителей десяти из 18 официально признанных ливанских общин.

У христиан 34 места отведены маронитам, 14 - православным, восемь - католикам, шесть - армянам, одно - протестантам и еще одно - представителям других более мелких общин. У мусульман сунниты и шииты имеют по 27 мест, друзы - восемь, и алавиты - два.

В нынешнем парламенте "Коалиция 14 марта" занимает 70 мест, а "Коалиция 8 марта" - 58.

Наблюдатели в регионе считают, что суннитские и шиитские партии сохранят за собой места в парламенте и после нынешних выборов. Решающим окажется то, кому отдадут свои голоса христиане - Мишелю Ауну или партиям, входящим в "Коалицию 14 марта". В значительно меньшей степени это относится и к голосам друзов, симпатии которых также делятся между партиями, входящими и в ту, и в другую коалицию.

Таким образом, реальная борьба на выборах развернется за 17-19 мест и завершится она, как полагают, незначительным преимуществом одной из сторон.

"Победитель на выборах будет располагать перевесом всего в два депутатских мандата", - заявил в этой связи в недавнем интервью ливанскому журналу "Аль-Хавадис" президент Ливана Мишель Сулейман.

По мнению Салема, который также считает, что перевес одного из политических блоков не превысит двух-трех голосов, такой результат станет для Ливана наилучшим.

"В этом случае ни одна из сторон не сможет утверждать, что она победила, а вторая проиграла", - сказал он.

Коалиционное правительство

Главным вопросом, по его словам, станет формирование правительства.

"Если оно будет коалиционным, то не имеет значения, кто в нем будет располагать большим количеством мест", - сказал Салем.

Проблемы, считает ливанский аналитик, могут начаться в том случае, если победу на выборах одержат сторонники "Хезболлах", а лидер входящего в "Коалицию 14 марта" движения "Аль-Мустакбаль" Саад Харири откажется от участия в правительстве.

"Саад Харири вряд ли захочет входить в сформированное "Хезболлах" правительство и помогать своим противникам управлять страной", - сказал Салем.

Многое тут будет зависеть от США, не определившихся еще до конца в своей позиции. По словам представителей администрации Обамы, в случае победы на выборах сторонников "Хезболлах", которую Вашингтон причисляет к террористическим организациям, размеры американской помощи Ливану, объем которой за последние три года превысил миллиард долларов, может быть пересмотрен.

Однако экономическое давление со стороны США, Саудовской Аравии и Европы, изоляция правительства "Хезболлах" толкнет Ливан в объятия Ирана. А это не в интересах Запада и его сторонников в регионе. Поэтому, считает Салем, Вашингтон и Эр-Рияд постараются убедить лидера движения "Аль-Мустакбаль" войти в состав будущего правительства.

Проблема возникнет и в том случае, если победа окажется на стороне "Коалиции 14 марта", и ее лидер Саад Харири не согласится на предоставлении сторонникам "Хезболлах" права вето в будущем правительстве. Об этом он неоднократно заявлял в ходе предвыборной кампании. Однако, считает Салем, осуществить эту угрозу на деле ему будет крайне трудно.

"Все знают, что это вернет Ливан к ситуации, которая существовала до 7 мая 2008 года, когда противостояние правящего большинства и оппозиции вылилось в вооруженные столкновения на улицах Бейрута", - сказал ливанский эксперт.

Поэтому, уверен он, после того, как 8 июня одни порадуются своей победе, а другие огорчатся поражению, Ливан вернется к тому же состоянию шаткого равновесия, в котором он пребывал и до выборов.

"Политический процесс вновь будет напоминать восточный базар, на котором в длительных спорах будет рождаться коалиционное правительство", - сказал Салем.

Региональное значение

Выборы в Ливане имеют не только внутреннее, но и региональное значение. Противостоящие в них коалиции и поддерживающие их внешние силы отражают более широкую конфронтацию, которая делит сегодня Ближний Восток на так называемые умеренные и радикальные страны.

"Победа "Коалиции 8 марта", которую многие предсказывают, станет победой для Сирии и Ирана и поражением для США, Саудовской Аравии и Египта", - сказал Салем.

В тоже время, считает он, итоги ливанских выборов не следует трактовать как свидетельство превалирующей силы одного из этих лагерей.

"Каким бы ни был результат выборов, он не внесет принципиальных изменений в региональные политические реалии, а лишь даст одной из сторон дополнительные козыри", - считает ливанский эксперт.

Результаты всеобщих выборов в Ливане станут известны в понедельник, 8 июня.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала