Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег РИА Наука
РИА Наука

Проект газопровода "Северный поток": за и против

© РИА Новости / Виталий АньковПроект газопровода "Северный поток": за и против
Проект газопровода Северный поток: за и против
Читать ria.ru в
Проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ), также называемого "Северный поток", предлагает принципиально новый маршрут транспортировки российского газа в Европу (прежде всего, на рынки Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции и Дании).

Nord Stream – принципиально новый маршрут транспортировки российского газа в Европу

"Газовый спор между Россией и Украиной показал, насколько важно стабильное энергоснабжение для людей и народного хозяйства. У Европы несколько поставщиков энергоресурсов, среди которых Россия и Норвегия - наиболее надежные", - говорит экс-канцлер ФРГ, глава комитета акционеров компании-оператора проекта Nord Stream AG Герхард Шредер. "При получении российского газа проблема заключается не в поставщике, а в том, что почти 80% трубопровода проходят по территории Украины. Надо искать независимость не от России, а от подобных транзитных схем", - заметил Шредер.

По мнению Шредера, решением проблемы призваны стать "два крупнейших и важнейших проекта" - "Северный поток" и "Южный поток". "Они оба огибают такие нестабильные страны-транзитеры", - заметил экс-канцлер.

Проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ), также называемого "Северный поток", предлагает принципиально новый маршрут транспортировки российского газа в Европу (прежде всего, на рынки Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции и Дании). Реализация проекта позволит диверсифицировать экспортные потоки, обеспечить возможность их маневрирования и напрямую связать газотранспортные сети России и стран Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью. Отличительной особенностью СЕГ является отсутствие на его пути транзитных государств, что снижает стоимость транспортировки российского газа. Проект предполагает, что газопровод пройдет по дну Балтийского моря и будет иметь ответвления в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Нидерланды и Великобританию. Основным поставщиком природного газа станет Южно-Русское месторождение, расположенное на востоке Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, одной из сырьевых баз для поставок по газопроводу станет Штокмановское газоконденсатное месторождение.

Начальная точка морского маршрута – береговая компрессорная станция в бухте Портовая (близ Выборга Ленинградской области). Дальше труба уходит в Финский залив и пересекает по дну акваторию Балтийского моря до немецкого городка Грайфсвальд. Протяженность по дну Балтики – 1189 км, по территории Германии и Нидерландов – 651, до Великобритании – 263 км.

Акционерами компании-оператора проекта Nord Stream AG являются российский "Газпром" - 51%, германские Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas - по 20%, а также нидерландская Gasunie - 9%. В апреле партнеры по "Северному потоку" приступили к переговорам о вхождении в проект французской Gaz de France. Французская компания GDF Suez до конца лета станет акционером компании-оператора проекта строительства газопровода "Северный поток" (Nord Steam), заявил зампред правления "Газпрома" Александр Медведев.

Tрубоукладочные работы на первой линии "Северного потока" запланированы на первую половину 2010 года и должны завершиться в 2011 году, тогда же планируются первые поставки газа по новому трубопроводу. На начальном этапе будет построена первая линия с пропускной способностью 27,5 млрд кубических метров природного газа в год. На следующем этапе планируется удвоение пропускной способности до 55 млрд кубических метров в год за счет сооружения второй, параллельной линии газопровода. Вторая линия будет введена в эксплуатацию в 2012 году. Суммарные инвестиции в проект морской части газопровода составят 7,4 млрд евро.

Международные консультации и общественные слушания об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (конвенция Эспо) проекта строительства газопровода Nord Stream будут завершены в июне 2009 года, сообщил глава международного департамента Минприроды Игорь Майданов в ходе круглого стола в РИА Новости "Экологическая безопасность Nord Stream: риски, вопросы, решения". "Сейчас в странах Балтии синхронно проводятся общественные слушания и международные консультации", - сказал он. Как пояснила журналистам представитель Nord Stream Ирина Васильева, в июне состоятся завершающие встречи девяти стран в рамках Эспо (Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия и Эстония), будут подведены итоги трансграничной экологической оценки проекта. Так называемые национальные разрешения по Nord Stream должны дать пять стран - Россия, Германия, Финляндия, Швеция, Дания. По словам Васильевой, это должно произойти до конца 2009 года, а строительство предполагается начать в первом квартале 2010 года.

Ряд стран, в частности Эстония, Польша, Швеция, Литва, Латвия и Финляндия, выступили против строительства газопровода, мотивируя это экологической опасностью, которую может представлять его строительство и эксплуатация. Особую опасность некоторые эксперты видят в особенностях Балтийского моря, которое и без того подвержено различным экологическим рискам.

Особенности и главные экологические проблемы Балтики

Балтийское море расположено в северной Европе, принадлежит бассейну Атлантического океана. Крайняя северная точка моря расположена вблизи полярного круга, крайняя южная – около города Висмара (Германия). Крайняя западная точка расположена в районе города Фленсбурга (Германия), крайняя восточная – в районе Санкт-Петербурга. Площадь моря - 415 тысяч километров, средняя глубина – 52 метра, а максимальная – 459 метров. Балтийское море имеет три крупных залива (Ботнический, Финский, Рижский), в него впадает около 250 рек, среди которых Нева, Висла, Неман, Даугава, Одер. Из-за вытянутой формы Балтики отдельные районы моря размещаются в различных физико-географических и климатических зонах. Это оказывает влияние на океанологические процессы, происходящие в море и отдельных его районах.

Связь Балтийского моря с Атлантическим океаном осуществляется через Северное море, проливы Скагеррак, Каттегат и Датские проливы, однако она затруднена из-за мелководности проливов (глубина на порогах 7-18 метров). Поэтому воды Балтики очень медленно обновляются за счет более чистых атлантических вод. Период полного обновления воды в Балтийском море составляет около 30-50 лет.

В Балтийском море низкое содержание соли. Его воды представляют собой смесь соленой воды из океана и пресной воды, поступающей из многочисленных рек. Степень солености моря в разных местах имеет отличающиеся друг от друга показатели, что обусловлено слабым вертикальным перемещением слоев воды.

Длина береговой линии Балтики – 7 тысяч километров. Побережье распределено между странами следующим образом: Швеции принадлежит 35% побережья, Финляндии – 17%, России – около 7% (примерно 500 километров). Оставшуюся часть побережья делят между собой Литва, Латвия, Эстония, Польша, Германия, Дания. Побережье моря и прилегающие земельные территории сильно заселены и интенсивно используются человеком. На побережье размещены транспортные комплексы, крупные промышленные предприятия. Кроме того, на Балтийский бассейн приходится одна десятая часть объема мировых морских перевозок.

Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его берегах людей. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими сторонами жизни общества, такими как производство и потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт.

Избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий – одна из главных экологических проблем Балтийского моря. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.

Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов.

Благодаря географическому положению Балтийское море всегда находилось в центре исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей, а вместе с судами затонули и опасные грузы. Контейнеры со временем разрушаются, и их содержимое отравляет море.

Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов. Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.

Страны, выступающие против строительства Северо-Европейского газопровода, опасаются, что прокладка газопровода по дну Балтийского моря усугубит экологические проблемы Балтики.

Проект прокладки газопровода по дну Балтийского моря: за и против

К основным экологическим рискам экспертное сообщество относит захоронения химического оружия и химических отравляющих веществ в Балтийском море. Российские специалисты считают, что самую большую опасность представляют захороненные в трюмах судов химические боеприпасы. Вадим Пака, директор атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова, говорит, что такая концентрация чревата массовыми выбросами (из-за коррозии, разрыва оболочек) отравляющих веществ. В этом случае масса выбросов будет такова, что естественные обменные реакции не смогут сделать свое дело, а значит - химия попадет в пищевые цепочки. Эксперты из Швеции и Литвы ранее заявляли, что на дне Балтики остается около 100 тысяч мин времен Второй мировой войны, кроме того, там захоронены химические вещества. Латвия же высказывала опасения, что прокладка газопровода по дну Балтийского моря может затронуть находящиеся на дне моря боеприпасы, оставшиеся со времен Первой мировой войны.

По данным газеты "Коммерсантъ", в начале марта 2008 года компания-оператор газопровода Nord Stream AG направила в экологические ведомства России, Германии, Дании, Швеции и Финляндии отчет об экологическом воздействии проекта. В отчете, как сообщает газета, говорится: "Вдоль большей части маршрута газопровода вероятность контакта с химическими боеприпасами мала. Однако маршрут все же проходит вблизи двух известных районов захоронения боеприпасов у островов Борнхольм и Готланд... Учитывая малую вероятность контакта с такими боеприпасами, воздействие оценивается как умеренное для морского бентоса и низкое для других биологических рецепторов. Воздействие на социальную и социально-экономическую среду считается незначительным. При случайной детонации обычных боеприпасов воздействие будет аналогичным плановому обезвреживанию боеприпасов, несмотря на низкую или умеренную вероятность данного события".

Специалисты в ходе исследования дна Балтийского моря по маршруту будущего пролегания газопровода "Северный поток" (Nord Stream) находят и обезвреживают боеприпасы, сообщила журналистам директор международных инфраструктурных проектов компании Rambell (Дания) Нил Стробек. "На трассе газопровода найдено в российских водах около 20 объектов, это обычные боеприпасы. В Финляндии найдено около 30 таких же объектов, в Швеции - один боеприпас. В водах Дании найдено три единицы оружия, речь идет о химических боеприпасах", - сказала Стробек, выступая на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду проекта "Северный поток". По ее словам, в Балтийском море известно два основных места захоронения химоружия. Маршрут газопровода проходит поблизости от одного из них - к востоку от острова Борнхольм. "В данном районе было затоплено химическое оружие. Маршрут проходит в обход зоны захоронения. Нам удалось найти следы боевых отравляющих веществ в осадочных породах, но в воде их нет. Эти следы незначительны. Прокладка трубы не повлечет какого-либо воздействия на экологию в данном районе", - сказала она.

В свою очередь, старший инженер компании Nord Stream AG Саймон Боннелл сообщил, что найдены остаточные следы горчичного газа. "В области трассы - остаточные следы заражения, там нет "горячих точек", - сказал он.

Однако завлабораторией мониторинга загрязнения морской среды Государственного океанографического института (ГОИН) Александр Коршенко спокойно относится к угрозе от боеприпасов, захороненных на дне Балтики. Исследователь считает, что районы Балтийского моря, где после Второй мировой войны были затоплены германские химические боеприпасы, хорошо изучены и постоянно контролируются, а химоружие уже не может нанести существенного ущерба экологии. "Проблема боевых отравляющих веществ Второй мировой весьма хорошо изучена за прошедшие годы. В настоящее время места затопления боевых отравляющих веществ из арсеналов гитлеровской Германии хорошо известны и нанесены на карты", - сказал Коршенко. По его словам, проблемой боеприпасов и их возможным влиянием на окружающую среду несколько десятилетий назад занималась Рабочая группа Хельсинкской комиссии. Было установлено, что после войны осталось огромное количество трофейных немецких химических снарядов, бомб, контейнеров с отравляющими веществами - они были поделены между СССР и его союзниками.

"Американцы затопили баржи с боеприпасами на мелководье рядом с островом Борнхольм и в более глубоком месте рядом с небольшим городом Люсечилем на шведском берегу Скагеррака. Подводные фотографии этих мест показывают, что на остатках кораблей и барж висят обрывки рыбацких сетей, то есть промысел рыбы в запрещенных местах все-таки производится. Однако случаи возникновения опасности для здоровья людей практически не отмечены", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что, в отличие от американских, советские моряки избавлялись от немецкого химоружия, раскидывая снаряды и бомбы на большой территории от Лиепаи до Гданьской котловины по одному с кормы идущего судна, поэтому в Восточной Балтике скоплений боеприпасов отмечено не было.

Подводные фотографии и случайные находки в обеих частях Балтики, отметил Коршенко, показывают значительную степень коррозии оболочек боеприпасов, многие бомбы и снаряды уже проржавели насквозь, и отравляющие вещества давно вышли в морскую среду. Большинство отравляющих веществ плохо растворимы в воде, а при низкой придонной температуре часто представляют собой пластилинообразное вещество. В то же время массовый единовременный выход в морскую воду большого количества отравляющих веществ возможен, если они находятся в жидком состоянии. "Но жидких отравляющих веществ (ОВ) было меньшинство, да и оболочки бочек и контейнеров давно проржавели", - сказал ученый.

"Следовательно, и из истории захоронения немецких отравляющих веществ, и из-за физического состоянии ОВ в морской воде, и из-за коррозии оболочек боеприпасов ожидать появления случаев масштабного загрязнения акватории или побережья вблизи трассы строительства трубопровода боевыми отравляющими веществами вряд ли стоит", - заключил исследователь.

Дабы избежать возможных осложнений при прокладке газопровода Финляндия предложила альтернативный путь – южнее острова Гогланд. Однако российские эксперты утверждают, что альтернативный маршрут прокладки газопровода опаснее для экологии, чем северный маршрут. Руководитель петербургской НКО "Мониторинг БТС" Александр Сутягин предлагает использовать "северный" вариант трассы. Выступая на "круглом столе" в РИА Новости, Сутягин рассказал, что он и его коллеги провели сравнительный анализ безопасности северного и южного варианта. Исследование показало, что южный вариант обладает рядом недостатков: "Южнее Гогланда проходит главный судоходный фарватер, по которому осуществляется несколько десятков тысяч заходов судов, включая все крупнотоннажные танкеры... Он (южный маршрут) фактически затрагивает зону... ловли салаки и шпрота в российской части финского залива, это 1,5-2 тысяч тонн".
Кроме того, в полутора километрах от будущей трассы газопровода расположена южная часть будущего кластерного заповедника "Ингерманландский", южнее Гогланда во время Второй мировой войны затонули десятки судов Балтийского флота. "Вправе ли мы переносить маршрут газопровода туда, где фактически братская могила?", - спрашивает Сутягин. Он добавил, что этом же районе находилась гогландская минная позиция, где ставили мины и немецкие, и советские, и финские моряки. И хотя оставшиеся после траления мины проржавели и не могут представлять большую угрозу, риск все-таки остается. Главный инженер компании Nord Stream Саймон Боннелл, также участвовавший в "круглом столе", отметил, что компания проводила оценку рисков для рыболовецкого хозяйства и в настоящее время в качестве основного рассматривается "северный вариант".

В свою очередь на встрече с премьер-министром Финляндии российский премьер Владимир Путин заявил, что участники проекта газопровода "Северный поток" готовы идти на уступки в связи с экологическими требованиями Финляндии, в том числе скорректировать маршрут прокладки трубы. "Участники проекта готовы реализовать любой маршрут, который будет более приемлемым для финской стороны - севернее Гогланда, южнее Гогланда", - сказал Путин. Более того, по его словам, выбрана такая технология укладки трубы, которая не требует углубления в грунт, а участники проекта готовы заказать специальное судно, которое при прокладке не будет опускать якоря, чтобы не поднимать донные отложения. "Я убежден, что с учетом соблюдения всех экологических правил и требований такой газопровод может быть построен", - заявил премьер-министр Финляндии Матти Ванханен.

Ванханен напомнил, что для принятия окончательного решения по реализации этого проекта требуется три разрешения, в частности, экологическое разрешение для уничтожения 31 старой мины, которые лежат на дне Балтийского моря. Путин, со своей стороны, отметил, что наличие необезвреженных мин в Балтийском море не представляет собой ничего хорошего. "Лучше, мне кажется, их обезвредить в любом случае - будет там газопровод или не будет", - сказал премьер-министр России.

Финские эксперты выражают беспокойство не только в связи с захороненным на дне химическим оружием. В частности, Государственный центр геологических исследований Финляндии прогнозировал, что большой объем подводных земляных работ при строительстве газопровода изменит дно залива настолько, что изменятся морские течения. По данным финских геологов, изменение течений будет способствовать эрозии и повлияет на характер донных отложений. Финский экологический институт SYKE также обращал внимание на то, что концентрация опасных веществ в вскрываемых донных отложениях может оказаться столь высокой, что, согласно правилам ЕС, их нельзя будет укладывать назад на морское дно. Отложения придется вывозить и складировать на суше.

Однако представитель компании Nord Stream Симон Бонелл утверждает, что прокладка газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря не окажет отрицательного воздействия на экологию моря, несмотря на то, что в донных отложениях ряда районов содержатся диоксины. Бонелл сообщил, что при расчистке трассы газопровода будет взорвано около 50 морских мин. Несмотря на подрыв боеприпасов при прокладке газопровода, а также уборку камней и гальки для выравнивания дна, эти работы не окажут значительного влияния на Балтийском море, поскольку будут проходить на ограниченном пространстве. Эстонская сторона полагает, что оценка, подготовленная компанией Nord Stream, не учитывает опасность того, что в ходе работ могут подняться вверх тонны загрязненных диоксинами донных отложений. Примерно 20 лет назад из финской реки Кюмийоки (Kymijoki) в Балтийское море попали диоксины, сильнейшие отравляющие вещества, возникшие в процессе деревообработки. Один из участков с сильной концентрацией диоксина находится недалеко от финского города Котка, в районе прохождения газопровода.

Однако консультант по экологии британской компании ERM London Джеймс Леа-Кокс, сославшись на подготовленные Финляндией документы, отметил, что загрязненные диоксином донные отложения не представляют значительной опасности. "Диоксинные отложения могут подняться со дна на высоту до десяти метров, однако вскоре вновь погружаются на дно", - сказал Кокс.

Эксперты-экологи организации Всемирный фонд дикой природы РФ (WWF России) не видят "противопоказаний" против проекта прокладки по дну Балтийского моря газопровода "Северный поток" (Nord Stream), сказал председатель правления WWF России Леонид Григорьев. "Наш фонд, наши специалисты не видят никакой грандиозной проблемы с этим, у нас нету каких-либо специальных противопоказаний против этого проекта", - сказал Григорьев. "Хочу напомнить, что газ - это не нефть, и проблемы экологии газопроводов совершенно другие, причем на море они гораздо менее сложны, чем если бы это была бы нефть", - отметил Григорьев.

В свою очередь Иван Блоков, директор по программам Гринпис России, отмечает, что компания Nord Stream AG, которая является оператором строительства газопровода "Северный поток" (Nord Stream), ведет себя достаточно открыто и конструктивно. По его словам, это отмечают представители многих общественных организаций, наблюдающих за проектом, таких как проект "Мониторинг БТС" и "Друзья Балтики". "В целом, для Балтийского моря, особо чувствительной морской зоны, газопровод намного безопаснее, чем нефтепровод с точки зрения возможной аварии. В случае порыва трубопровода, утечка газа не нанесет экосистеме моря такого ущерба, как разлив нефти", - сказал он.
Вместе с тем, у общественных организаций остались вопросы к прокладке газопровода.

"Что касается самого строительства, то у общественных организаций остались вопросы к прокладке как берегового участка газопровода, так и его подводной части. Эти вопросы не смогли разрешить и прошедшие общественные слушания, посвященные морской части газопровода", - отметил Блоков. По его мнению, во многом решение спорных вопросов будет зависеть от непосредственной реализации проекта и учета замечаний общественных организаций.

Говоря о возможных последствиях прокладки газопровода Nord Stream ("Северный поток") по дну Балтийского моря, Иван Блоков отметил, что это может привести к увеличению числа атомных электростанций в России. "Каковы последствия для страны данного проекта? У нас будут строится новые атомные станции. Потому что надо освободить большое количество газа для экспорта. Это, в общем, не скрывается, это есть в энергетических стратегиях, других государственных документах Российской Федерации", - сказал Блоков.

При реализации проекта северо-европейского газопровода Nord Stream необходимо обратить особое внимание на вопросы экологической безопасности, заявил РИА Новости руководитель программ Международного фонда защиты животных (IFAW) Григорий Цидулко. "Газопровод "Северный поток" (Nord Stream), безусловно, важен для России и Евросоюза как с геополитической точки зрения, так и в плане энергетической безопасности. Однако при реализации проекта нельзя забывать о важности экологической безопасности", - подчеркнул он. "Остается надеяться, что высокий уровень экологической ответственности продемонстрированный недавно ОАО "Газпром" в отношении серых китов на Сахалине, будет применен и при реализации проекта "Северный поток", - сказал представитель IFAW. Он напомнил, что Балтика является местом обитания многих видов морских млекопитающих - тюленей и дельфинов, занесенных в Красную книгу РФ.

"Встречи балтийской морской свиньи единичны в последние годы, а три подвида тюленей находятся на грани исчезновения. Эти животные, а также рыбные запасы Балтики могут пострадать, если реализация проекта будет вестись без учета экологически уязвимых и особо важных зон", - сказал эколог.

В свою очередь ряд исследователей видят в проекте строительства газопровода по дну Балтийского моря даже преимущества. "Прокладка балтийского газопровода позволит впервые за последние 20 лет провести комплексные экспедиционные исследования состояния морской среды Балтийского моря в таком объеме и в таком масштабе, которые давно не проводились как российскими, так и европейскими учеными", - считает заведующий лабораторией прикладной гидрохимии Государственного океанографического института, доктор биологических наук, профессор Антон Сыроешкин. "Вдоль трассы газопровода должны будут провести инженерно-гидрометеорологические, гидрохимические и инженерно-экологические изыскания, - исследовать химический состав воды и донных отложений, приповерхностного слоя воздуха и биоты. Сюда же входят наблюдения за всеми живыми организмами - планктоном, бентосом (обитатели донных отложений), рыбой, птицами и млекопитающими. Провести все виды исследований нужно не один раз, так как однократное обследование акватории обычно не дает достоверного результата. Нужно получить элементы так называемого гидрометеорологического режима, понять, как это все варьируется, от сезона к сезону, от года к году", - пояснил ученый.

Профессор Сыроешкин напомнил, что ранее был успешно проложен газопровод через Черное море - "Голубой поток" - и это строительство не вызвало публичной дискуссии с участием экологов. "Была решена проблема прокладки трубы по дну Черного моря, где глубины составляют многие километры, есть гипотетическая проблема инверсии сероводородного слоя, развита курортная инфраструктура", - отметил собеседник агентства. По его словам, решение гигантского комплекса инженерных, технических задач, задач финансирования "Голубого потока" не сопровождалось такой публичной дискуссией, как в случае "Северного потока".

Профессор Сыроешкин подчеркнул, что в случае с Nord Stream речь идет о попытках использовать реальные проблемы Балтийского моря в политических целях.

Для открытого научного обсуждения всех экологических проблем Балтийского моря, отметил ученый, в Евросоюзе создана специальная программа "Bonus" в рамках FP-7 (общеевропейская программа комплексных научных исследований). В программе "Bonus" Россия занимает достойное партнерское место, активно согласовывая свои научно-практические исследования Балтийского моря со всеми другими странами региона, добавил собеседник агентства.

"Мы внимательно наблюдаем за проектированием участков Nord Stream и считаем, что опыт работ на морском шельфе, в открытом море у международных организаций достаточно высокий, и нет никаких оснований опасаться каких-либо отрицательных моментов. Nord Stream может быть совершенно спокойно построен и достаточно безопасно эксплуатироваться. Для 21-го века это обыденный проект, он может быть спокойно реализован, главное обеспечить за работами надлежащий и независимый надзор", - считает руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин.

"Мы считаем, что применяемые в проекте технологии и оборудование могут обеспечить его необходимую безопасность", - подчеркнул руководитель Ростехнадзора.

Говоря об опыте реализации подобных проектов, Кутьин подчеркнул, что Nord Stream не будет уникальным, поскольку, "если мы возьмем проекты в Северном море, Арктике или на Сахалине, там гораздо сложнее ледовая обстановка, профиль дна, сейсмика".
"Здесь (в проекте Nord Stream) мы идем в более щадящих условиях", - сказал руководитель Ростехнадзора.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источнков

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала