Рейтинг@Mail.ru
Россия вспомнит жертв крупнейшей в СССР железнодорожной катастрофы - РИА Новости, 04.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия вспомнит жертв крупнейшей в СССР железнодорожной катастрофы

Читать ria.ru в
Дзен
20 лет назад, 4 июня 1989 года, в результате взрыва на газопроводе в Башкирии, по силе лишь в несколько раз уступавшего ядерному взрыву в Хиросиме, погибли, по разным данным, от 675 до 780 пассажиров проезжавших мимо "курортных" поездов "Новосибирск-Адлер" и "Адлер-Новосибирск".

МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. Жертв крупнейшей в СССР железнодорожной катастрофы будут вспоминать в четверг в России: 20 лет назад, 4 июня 1989 года, в результате взрыва на газопроводе в Башкирии, по силе лишь в несколько раз уступавшего ядерному взрыву в Хиросиме, погибли, по разным данным, от 675 до 780 пассажиров проезжавших мимо "курортных" поездов "Новосибирск-Адлер" и "Адлер-Новосибирск".

Роковое стечение обстоятельств

Трагедия произошла на 1710 километре Транссибирской магистрали на территории Иглинского района Башкирии на перегоне между станциями Аша (Челябинская область) и Углу-Теляк (Башкирия). К моменту появления поездов здесь скопилось огромное облако газа, который просочился из поврежденного газопровода "Западная Сибирь - Урал - Поволжье", расположенного в 900 метрах от железной дороги. Рельеф местности оказался таким, что вышедший из трубы жидкий газ, испарявшийся и скапливавшийся у поверхности земли, "стек" именно в сторону железнодорожного полотна - в низину.

Газ мог сдетонировать и от выброшенной из окна сигареты, и от искры между проводами и токоприемником электровоза, и от искры при торможении состава.

Взрыв произошел именно в тот момент, когда в газовое облако въехали сразу два поезда, до этого никогда не встречавшихся в этой точке - вероятно, от искры в результате торможения. Опоздание следовавшего из Адлера состава произошло по техническим причинам, а поезд из Новосибирска выпал из графика из-за остановки для высадки женщины, у которой начались роды.

Такое невероятное стечение обстоятельств породило предположения о диверсии, однако официальное расследование эту версию не подтвердило.

Почти как в Хиросиме

Взрыв прогремел в 01.15 по башкирскому времени (23.15 мск) и, по оценкам экспертов, был эквивалентен 300 тоннам в тротиловом эквиваленте. Это всего в семь раз слабее взрыва американской атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году, мощность которой составила около 20 килотонн.

Фронт взметнувшегося пламени составил около 1,5-2 километров, пожар охватил 250 гектаров. По свидетельствам спасателей, с вертолета место катастрофы выглядело как выжженный круг диаметром около километра. По данным экспертов, кратковременный подъем температуры в районе взрыва превышал 1 тысячу градусов по Цельсию.

Взрыв разрушил 37 вагонов и оба электровоза, семь вагонов сгорели полностью, 26 выгорели изнутри, 11 были оторваны от состава и сброшены с путей взрывной волной.

По документам в обоих поездах находились 1 тысяча 284 пассажира, в том числе 383 ребенка, и 86 членов поездных и локомотивных бригад. На самом деле пассажиров, по всей видимости, было больше, так как поезда были переполнены курортникам. Кроме того, среди пассажиров были дети до 5 лет, на которых билеты не выписывались. В случаях, когда погибала вся семья, выяснить точно число погибших членов семьи не представлялось возможным.

По официальным данным, на месте аварии было обнаружено 258 тел, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерли в больницах - в результате чего количество погибших возросло до 575. Однако на мемориале на месте катастрофы выбиты 675 имен, а по неофициальным данным погибли около 780 человек.

Место трагедии глазами врача

Первыми на место трагедии выехали три бригады "скорой помощи" из Уфы, которыми руководил врач-реаниматолог Юрий Фурцев. Врачи увидели ужасную картину, признался он корреспонденту РИА Новости.

"Когда прибыли, увидели развороченные вагоны, сгоревший лес и обожженных людей - у оставшихся в живых сильные ожоги и баротравмы. Очевидцы рассказывали жуткие вещи - как за доли секунды произошел взрыв, люди сгорели, как спички. Вспоминать это очень тяжело, не знаю как, но мы тогда видимо работали на автомате, тут же организовали доставку людей до районной больницы", - рассказал Фурцев.

Он вспоминает, что попасть на место трагедии было очень сложно: "не было дороги, спасатели пробирались к эпицентру взрыва пешком".

"Первые три бригады скорой из Уфы были как разведочные, за нами сразу же выехали сто машин скорой помощи. Если бы не мгновенная реакция врачей, и местных жителей, то жертв было бы гораздо больше", - считает врач.

Митинг у "Мемориала погибшим под Ашой"

На месте трагедии в четверг пройдет траурный митинг, родственники погибших отправятся туда из Уфы на специальном поезде "Память". Для поездки на этом поезде в Уфу приедут в специально выделенном вагоне 12 человек из Новосибирска и 20 человек из Омска.

Акция пройдет у восьмиметрового "Мемориала погибшим под Ашой", установленного в 1992 году, где захоронены 327 урн с прахом и на гранитной плите выбиты 675 имен. Родственники погибших собираются здесь ежегодно.

В этом году Ассоциация родственников погибших и пострадавших в катастрофе обратилась к руководству Челябинской области за финансовой помощью на ремонт мемориала, на что из областного бюджета было выделено 370 тысяч рублей.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала