Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Не все так плохо в российском кино. Да, оно переживает тяжелый кризис, в том числе и финансовый, многие картины «зависли» в производстве, в Каннах в мае наши не взяли ни одной награды, Союз кинематографистов РФ раздирают скандалы и судебные иски, но зато у нас есть предстоящий с 19 по 28 июня Международный Московский кинофестиваль, которого никому не отнять.
В этом году жюри 31-го ММКФ возглавит режиссер Павел Лунгин, чей фильм «Царь» с Олегом Янковским в одной из главных ролей участвовал во внеконкурсной программе только что прошедшего Каннского кинофестиваля. «Царь» и откроет фестиваль. А всего в основную программу московского кинофорума вошли три российских фильма: «Чудо» Александра Прошкина, «Петя по дороге в Царствие небесное» Николая Досталя и экранизация чеховского рассказа «Палата №6» Карена Шахназарова.
Государство в этом году, несмотря на экономические сложности, увеличило финансирование ММКФ на 15% – с 90 до 120 млн. рублей. А председатель СК РФ и по совместительству президент ММКФ (с 1999 года) Никита Михалков с гордостью отметил, что кинофорум является крупнейшим культурным явлением нашей страны, чем-то большим, чем просто «чемпионат мира по кино».
В этом нельзя не согласиться с Никитой Сергеевичем - ММКФ всегда был парадной «витриной» сначала советского, а потом российского кинематографа, одной из главных визитных карточек страны, своего рода ВДНХ.
Любопытно, что впервые фестиваль был проведен по инициативе тов. Сталина. Так сказать, в пику организованному в 1932 году Венецианскому кинофестивалю в фашистской Италии, детищу Муссолини.
После того, как в 1934 году в Венеции поучаствовали и советские фильмы: «Три песни о Ленине» Вертова, «Окраина» Барнета и «Веселые ребята» Александрова, «лучший друг физкультурников» не утерпел и в итоге, в 1935 году, в столице СССР состоялся кинофорум под названием «Советский фестиваль в Москве». Главный приз жюри во главе с Сергеем Эйзенштейном тогда присудило недавно снятому фильму «Чапаев» братьев Васильевых. Была отмечена наградой и «Юность Максима» Козинцева.
Поскольку вождь охладел к мероприятию, в последующие годы оно не проводилось и было возобновлено только лишь при Хрущеве, в 1959 году, когда главным победителем стала, пожалуй, лучшая киноработа Сергея Бондарчука «Судьба человека», потрясшая не только председателя жюри кинорежиссера Сергея Герасимова, но и миллионы зрителей во всем мире.
Была еще красная ковровая дорожка возле кинотеатров, фотовспышки бесчисленной прессы, нарядные туалеты именитых гостей – все, как на настоящих, больших киноконкурсах. Благо, еще в 1972 году ММКФ был официально причислен к таковым Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров.
Интеллигенцией ММКФ еще в советские времена воспринимался как «окно в Европу», своего рода глоток свободы. В жюри фестиваля обычно приглашались люди с именами, периодически заезжали в Москву и кинозвезды мирового уровня. Именно на фестивале 1967 года, например, произошло знакомство Владимира Высоцкого и Марины Влади, вылившееся потом в бурный роман. Несмотря на негласное правило – давать главные призы отечественным фильмам, в крайнем случае, работам из стран социализма, история ММКФ помнит и случаи присуждения Большого приза по-настоящему выдающимся картинам, как например, в 1963 году – «8 ½» Федерико Феллини.
Поиск своего «лица необщего выражения» вообще стал характерной чертой ММКФ, организаторы которого каждый год негласно соревнуются с другими международными фестивалями, стараясь показать, что у них все самое лучшее, интересное, талантливое.
В этом году, помимо трех российских фильмов, в конкурсе заявлены 13 фильмов из разных стран (отобранные аж из 1000 претендентов), в том числе и представляющая в этом году Украину знаменитый кинорежиссер Кира Муратова с «Мелодией для шарманки».
Физиономия нынешнего фестиваля заявлена как премьерная и новаторская, в пику «престарелому фестивалю в Каннах», который, по словам программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, лишь паразитирует на репутации известных режиссеров. Особенные надежды возлагаются на внеконкурсную программу под интригующим названием «Перспектива», в которой будет показана дюжина картин, которые организаторы называют поисковыми и где-то даже шоковыми для зрителя.
Названия некоторых из фильмов, действительно, сулят аудитории немалую порцию адреналина: «Я тебя съем» (Франция), «Метастазы» (Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия), «Кома» (Австрия), «Измена» (Чили, США), «Последний разговор» (Нидерланды).
Одной из изюминок предстоящего киносмотра названа и программа «Социалистический авангард», которая позволит вспомнить уникальные картины из «золотых запасов» советского кино. Закроет фестиваль фильм «Враги общества» известного американского режиссера, создателя «Схватки» и «Полиции Майами: отдел нравов» Майкла Манна, причем показ «Врагов» состоится в Москве на три дня раньше американской премьеры и за месяц до проката в России.
Впрочем, несмотря своего рода «водяное перемирие» между кинематографистами на период фестиваля, в котором участвует, например, картина Николая Досталя, активного противника Никиты Михалкова, 31-й Московский кинофестиваль может запомниться не только громкими премьерами, но и акциями протеста.
В частности, профсоюз работников киноиндустрии и телерадиовещания готовится в дни ММКФ провести серию акций протеста против коррупции на съемочных площадках и продюсерского беспредела. Организаторы будущих пикетов утверждают, что сегодня съемка ни одного фильма не обходится без финансовых махинаций и двойной бухгалтерии, что за каждой громкой кинопремьерой и новым телесериалом прячется банальный обман.
Впрочем, этот отчаянный жест мало кто заметит – большинство зрителей и участников ждет от Международного Московского фестиваля прежде всего праздника, который, несмотря на элементы пиара во время чумы, позволит окунуться в увлекательную атмосферу великой иллюзии, каковым и является кинематограф со времени своего изобретения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции