Валентин Рахманов, корреспондент РИА Новости.
В августе 2008 года многие известные люди, переезжая из США в Россию или из России в США, радикально меняли свою точку зрения на события в Южной Осетии. Причем менялся, как правило, не угол зрения того или иного лица на происходящее, а набор сенсационных «фактов», которые человек узнавал из местной прессы – этим и определялось его мнение. Четкое разделение СМИ на проамериканские, пророссийские или прогрузинские по перечню использованных фактов о «пятидневной войне»: что это, как не результат информационной войны? Законно ли использование таких методов и как защищаться от информационной агрессии?
Чтобы обсудить это, специалисты в области информационной безопасности собрались в Москве на круглый стол «ШОС – климат доверия и информационная безопасность». Речь, правда, как следует из названия, шла не столько о России, сколько об информационной безопасности регионального объединения, в которое она входит. Но понятно, что это вещи взаимообусловленные.
В ШОС кроме постсоветских стран - России, Киргизии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана - состоит еще и Китай, а на правах наблюдателей – несколько других крупнейших азиатских государств. Их эксперты сосредоточились на самом актуальном вопросе информационной безопасности ШОС: «Как ее обеспечить?»
Председатель телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин сразу предложил конкретизировать проблему. По его словам, следовало бы составить реестр информационных угроз, которые существуют на пространстве ШОС. «Терроризм, сепаратизм, исламский экстремизм…», – перечислил представитель «Мира». Подразумевая, что одним из субъектов информационной безопасности ШОС будут СМИ, Батыршин отметил, что прежде всего нужно правильно выбрать способ донесения информации до граждан этих государств.
«Электронные СМИ, рассказывающие о странах Шанхайской организации сотрудничества, сейчас бурно развиваются, но не они являются главным источником информации для народов ШОС – большинство жителей пользуются для этих целей телевидением, а не Интернетом», – рассказал Батыршин. Исходя из этого, он сделал вывод, что упор в создании общих для ШОС СМИ нужно делать именно на телевидении.
Вице-президент Евразийской академии телевидения и радио Валерий Рузин добавил к этому, что наполнение эфира ШОС должно состоять «не только из информационных программ, но и из документалистики, должны создаваться и сериалы».
Гендиректор Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов считает, что для того, чтобы обеспечить информационную безопасность ШОС, «нужно создать единый для всех народов ШОС образ этой организации, донести до всех: что такое ШОС, в чем ее цели и задачи». Специалист по Китаю из Института Дальнего Востока Андрей Островский добавил, что в странах ШОС вообще мало знают друг о друге. По его словам, необходимо больше информации – это и будет способствовать информационной защищенности государств.
Свое предложение о том, как обеспечить информационную безопасность ШОС, выдвинул и депутат Государственной Думы РФ Семен Багдасаров. Он считает, что нужно создать «специальный орган». При этом Багдасаров противопоставил ШОС – НАТО и привел в пример аналогичные пропагандистские органы в США, где они имеют широкие полномочия и носят военный характер. По его мнению, гуманитарные вопросы, такие как образование, культура, «для ШОС должны быть вторичными».
Круглый стол выявил, что даже среди экспертов по проблематике ШОС нет единого мнения о том, чем эта организация может стать в перспективе. Так, директор Центра азиатских исследований МГИМО Александр Лукин считает ШОС исключительно экономической структурой. При этом он заметил, что бюджет ШОС составляет всего 4 миллиона долларов: «Такая сумма показывает, что никакой военно-политической функции у ШОС нет», – отметил эксперт. Об этом же говорил специальный представитель Президента РФ по делам ШОС Леонид Моисеев, который подчеркнул, что в официальных документах страны ШОС нигде не признают, что им угрожает какие-либо военно-политические объединения, в том числе НАТО. «ШОС исключительно экономическая организация», – заявил Моисеев.
Сумятицы в то, что же такое ШОС и в чем ее задачи, добавили эксперты из студий в Таджикистане, Киргизии и Казахстане. Благодаря телекомпании «Мир» специалисты в Москве имели возможность в прямом эфире выслушать их мнения. Собеседники говорили не столько о ШОС, сколько о национальных интересах их стран в Шанхайской организации сотрудничества. Как легко догадаться, они не всегда совпадают. Эксперты справедливо заметили, что сами участники ШОС имеют поводы для взаимных нападок и нередко ведут между собой информационную борьбу, поэтому сегодня тяжело говорить об общем климате доверия и информационной безопасности.
В ходе круглого стола специалисты предложили множество рецептов обеспечения информационной защищенности – это и создание совместных теле- и радиопередач, формирование специального органа информационной безопасности, повышение информированности народов ШОС друг о друге. Все эти рецепты, прежде всего, сводятся к информированию в том или ином виде.
Но что транслировать, если между странами внутри ШОС нет единого понимания будущего этой международной структуры? Пока эта проблема существует, ни один из предложенных специалистами рецептов не даст существенного результата. Выработка общего понимания смысла организации – первый этап достижения информационной защищенности внутри Шанхайской организации сотрудничества.
Надо сказать, что эта проблема есть не только в ШОС, подобными болячками страдает СНГ и постсоветское пространство в целом. Возможно, поэтому Россия часто оказывается втянута в «информационные баталии» у своих границ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции