Свою точку зрения на приоритеты внешней политики Киргизии в интервью РИА Новости высказал кандидат в президенты Киргизии Женишбек Назаралиев.
– Женишбек Болсунбекович, перед предстоящими в июле президентскими выборами в Киргизии многие политики республики вновь заговорили о приоритете укрепления связей с Россией.
– Интересно, что сейчас в своей пророссийской направленности признаются даже те политики, которые традиционно «исповедовали любовь» к США. Возможно, дело и в том, что Вашингтон больше не хочет иметь дело с нынешним киргизским политическим бомондом, но ясно одно – Киргизия сегодня окончательно разворачивается в сторону России.
- Ранее вы не раз публично заявляли, что Центральная Азия должна оставаться вне зоны влияния НАТО, говорили о необходимости расширения ШОС и ОДКБ.
- Сегодня больше нет однополярного мира с доминированием в нем США. Мы видим, что страны, преследуя свои национальные интересы, объединяются по материковому принципу: Евросоюз, Латинская Америка, страны АСЕАН и, наконец, страны ШОС.
Понятно, что материковые интересы киргизского государства лежат в укреплении связей между евразийскими странами. Причем, на всех уровнях, начиная с социальных и гуманитарных, и заканчивая экономическими, военными и геополитическими вопросами. Очевидно: чем более стабилен материк, тем лучше живет его население.
Свои интересы необходимо защищать. Непременное условие этого – укрепление военного потенциала в рамках ОДКБ. Эта организация реально должна стать противовесом НАТО, продолжающей разворачивать свои структуры в Центрально-Азиатском регионе.
Не секрет, что Запад стремится к доминированию на Евразийском пространстве. Однако у меня, как у действующего политика, профессионального врача, сам факт присутствия в Центральной Азии многих натовских проектов, а также десятков тысяч проамериканских неправительственных организаций вызывает такие же опасения, как при попадании в человеческий организм чужеродного вируса. Присутствие инородного тела приводит к ослаблению всего организма.
Все новые независимые государства Центральной Азии – старинные и добрые соседи. В глобальном смысле, у нас есть общие проблемы, интересы, и даже угрозы. Запад, и, в частности, НАТО наши проблемы мало волнуют. В результате мы рискуем стать лишь придатком, обслуживающим их интересы.
В связи с этим считаю, что задача жителей Киргизии – не только поддерживать соседей, но и самим инициировать идеи по усилению ОДКБ. В частности, уверен, что в эту организацию должны войти такие страны, как Иран, Индия, Пакистан, даже Афганистан.
Уже сегодня нам необходимо прорабатывать механизм безопасности, который я называю «Евразийским защитным зонтом». Его ядром должна стать ОДКБ, которая будет расширяться вместе с ШОС. Кроме того, я предлагаю «Евразийский защитный зонт» разместить на территории Киргизии, в дополнение к уже существующей здесь Кантской авиабазе – военно-воздушном компоненте Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Таким образом, нам удалось бы стабилизировать некую «дугу напряженности», возникшую в регионе в связи с деятельностью здесь натовских структур.
– Государства Центральной Азии довольно плотно сотрудничают с Западом по ряду направлений, как в экономической, так и в гуманитарной сфере. Не помешает ли этим контактам «Евразийский защитный зонт»?
- Разумеется, нет. Главным условием развития современного мира являются международные коммуникации. И, конечно, мы должны сотрудничать со всеми, в том числе, и с США, но только не военной сфере. В гуманитарной области – наука, образование, медицина, культура и так далее – пожалуйста.
Все вышесказанное в полной мере относится и к экономическим взаимоотношениям. Мы обязаны изменить формат взаимоотношений с заокеанскими странами. Мы больше не можем брать у них кредиты, беспредельно увеличивая внешний долг, загоняя себя в вечную долговую кабалу. Наши взаимоотношения должны быть исключительно партнерскими. Нам нужны инвестиции, но не кредиты.
Конечно же, здесь наш приоритет – Россия, Китай, Индия, Иран. Необходимо всемерно поддерживать и продвигать идею казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева по созданию и продвижению ЦАС – Центрально-Азиатского сотрудничества. У казахов и киргизов одна культура, один менталитет, один язык, один этнокод. Нам легче понять друг друга.
Вместе с тем, очевидно, что Киргизия должна интегрироваться в мировое пространство. При этом я вижу свою страну как нейтральную дипломатическую площадку для стран Евразийского континента. Вместе с тем, мы должны также ориентироваться и на исламский мир.
Кроме того, для глубокой интеграции народов евразийского континента необходимо создать евразийский финансовый центр с уставным капиталом более ста миллиардов долларов для строительства совместных ГЭС, международных автомагистралей и железных дорог. Я бы назвал этот проект «киргизским коридором».
– Каким вы видите развитие российско-киргизских отношений?
- Мы, киргизы, должны быть признательны тому, что Россия дала нам образование. Россия – та сила, которая интегрировала Киргизию в цивилизованный мир, включила нас в мировое сообщество. Наконец, вся наша инфраструктура построена во время Советского Союза. По сути, киргизы получили от СССР готовое государство! Это неоценимо и неизмеримо никакими миллиардами ни в какой валюте.
Сегодня у нас существует уже сложившаяся, общая российско-азиатская ментальность. Спросите любого киргиза, кто ему ближе - француз или русский? Конечно же, русский. В Киргизии русский – официальный язык. 98% коммуникаций происходят на языке Пушкина и Толстого.
Кроме того, в самой России значительная часть населения – мусульмане. Большая мудрость России в том, что она через себя продолжает включать мусульманские государства Центральной Азии в современный процесс коммуникаций. И именно Центральная Азия может стать проводником между Россией и исламским миром.