МОСКВА, 27 мая - РИА Новости. Российская молочная промышленность летом 2009 года столкнется с серьезными проблемами из-за падения цен на молоко и его переизбытка на рынке, а также из-за дешевого белорусского молока и неподъемных для отрасли кредитов, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Проблема низких цен
Как подчеркивают эксперты, в настоящее время российские производители сырого молока находятся в крайне тяжелой экономической ситуации.
"К традиционным проблемам в виде недостаточной оснащенности сельхозпредприятий современным оборудованием, сезонных колебаний объема производства сырья, добавились и обусловленные мировым экономическим кризисом сложности с получением новых и рефинансированием существующих кредитов, необходимых для поддержания жизнедеятельности сельхозпредприятий и их дальнейшего развития", - рассказывает председатель правления Национального союза производителей молока, президент второго крупнейшего по объему в России производителя молока ГК "Русские фермы" Андрей Даниленко.
С ним соглашается председатель совета директоров крупнейшего производителя молочных продуктов в России "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" Давид Якобашвили: "Кредиты для компаний молочной отрасли сегодня остаются слишком дорогими".
"На сегодняшний день есть некоторая поддержка производителей молока, но она затрагивает в основном отдельные региональные предприятия, чем отрасль в целом", - уточняет исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов.
Как продолжает Даниленко, определенных сложностей отрасли добавил введенный с этого года техрегламент на молоко и молочную продукцию, существенно ограничивший возможности использования в производстве молочной продукции сухого молока, а значит, и переработку излишков полученного летом молока в сухое. "Наглядным примером тому может служить падение цен на сырое молоко в 2008-2009 годах при одновременном росте цен на конечную молочную продукцию. В результате вопрос цены на молоко стоит сегодня остро как никогда", - подчеркивает он.
По словам Лабинова, цены на сырое молоко упали по сравнению с прошлым годом на 50%. "Конечно, цена на рынке заметно варьируется. Но, например, для сезонных производителей она составляет в среднем 4-6 рублей", - пояснил он.
Белорусский фактор
"Одним из мощнейших дестабилизирующих факторов является неопределенность, которая импортируется в Россию вместе с белорусскими молочными продуктами", - продолжает Даниленко, отмечая, что Белоруссия - один из ведущих мировых экспортеров молочной продукции, объем поставок на российский рынок превысил в 2008 году 1 миллиард долларов.
"Однако отсутствие таможенных границ между нашими государствами, существенная государственная поддержка, оказываемая белорусским сельхозпроизводителям, а главное - отсутствие четко прописанных правил взаимодействия позволяют белорусским поставщикам молока демпинговать на российском рынке", - подчеркивает глава "Союзмолоко".
По его данным, согласованный странами сырьевой баланс не исполняется, и по большому счету белорусские сельхозпроизводители при существенных государственных дотациях фактически обрушивают рынок молока в России, делая его производство не только нерентабельным, но и убыточным, ставя российских производителей молока на грань выживания.
"К сожалению, решение вопроса, связанного с поставками молока гораздо ниже рыночных цен не в нашей компетенции. Этот вопрос имеет скорее политическое значение", - добавляет Лабинов. По его словам, если белорусские производители будут находиться с российскими в единых рыночных условиях, они станут неконкурентоспособными.
"Так как Белоруссия поддерживает свои молочные заводы, их производители могут предлагать более низкие цены, чем мы. И Россия в Белоруссии покупает то же сухое молоко, и российская армия покупает масло у белорусов", - говорит он. "Но повлиять на эту ситуацию из нас никто не может. Нам остается только стараться конкурировать, например, за счет более коротких дистанций, за счет того, что мы более широко представлены на российском рынке", - продолжает глава "Вимм-Билль-Данна".
При этом участники отрасли не видят в ближайшем будущем перспектив покупки заводов в Белоруссии. "Мы давно изучаем активы, рынок, но пока ничего не решили. Пока не будет четких правил игры, мы не сможем там рентабельно работать: если белорусских производителей государство поддерживать, а нас нет - нам нет смысла работать", - сообщил Якобашвили.
Куда девать сухое молоко?
По данным Молочного союза России, спрос на сухое цельное молоко в РФ с начала года упал на 50%, на обезжиренное сухое молоко - на 25%. И хотя его основные потребители - кондитерская отрасль и мороженщики, потребление сухого молока упало за счет снижения потребления восстановленного молока, отметил Лабинов.
"Отмечу единственный положительный момент - на телеканалах запущена социальная реклама, нацеленная на повышение потребления молока за счет бюджетных денег. Но пока ее влияние несопоставимо с дискредитацией рынка - из-за поднятия дискуссии на обывательском уровне вокруг молочного напитка с подачи политических сил, восстановленному молоку перестали доверять", - продолжил эксперт.
"Ситуация может улучшиться, если производить больше сыров и масла. Но тогда встанет другая проблема - как эту продукцию продать? Тем более, что импорт тропических жиров (пальмового, кокосовых масел) - аналог сливочного масла, сильно растет - за пять лет Россия удвоила его потребление. Здесь надо решить - либо мы платим российским производителям, либо, например, филиппинским", - рассуждает эксперт.
В компании "Юнимилк" также обеспокоены ситуации в отрасли. "Мы солидарны, с тем, что молочная промышленность находится в стрессовом состоянии. Проблема сезонности была всегда, но в этом году она наиболее остра на фоне плохой мировой конъюнктуры - на биржевые молочные продукты цена предельно низка. Российский потребительский рынок не может поглотить весь объем летнего молока, а плохая конъюнктура делает нерентабельным производство таких b2b продуктов (продуктов, предназначенных в основном для производителей, а не розничных потребителей - прим.ред.), как сухое молоко, сыворотка и масло", - комментирует директор по корпоративным коммуникациям компании "Юнимилк" Павел Исаев.
"Есть надежда, что государство будет помогать, выкупать с рынка сухое молоко. Иначе мелкие заводы вообще могут прекратить существование", - отмечает Якобашвили.
Что делать?
"В условиях, когда отсутствуют четко понимаемые меры регулирования рынка молока и молочной продукции и условия, при которых эти меры применяются, ни инвестировать в отрасль, ни строить сколько-нибудь долгосрочные планы в принципе невозможно", - резюмирует Даниленко.
Как добавляет Якобашвили, главное, чтобы из-за ухудшающейся ситуации не начали вырезать стада. "Это грозит тем, что в следующем году мы столкнемся с недостатком ресурсов, сырья... А риск того, что будут уничтожать поголовье скота, есть: переработчики не смогут выкупать весь объем молока", - пояснил он.
Чтобы как-то поднять спрос на молочную продукции, переработчики в летний сезон снижают цены на молочную продукцию. По словам Лабинова, все, или почти все, компании снижают отпускные цены в среднем не менее, чем на 20%. Представители "Юнимилка" и "Вимм-Билль-Данна" также сообщили, что их компании снизили цены на продукцию. Но они отмечают, что это недостаточная мера для рынка.