МОСКВА, 21 мая - РИА Новости. Режиссер Глеб Панфилов, которому сегодня исполняется 75 лет, не будет праздновать свой юбилей из-за смерти выдающегося актера Олега Янковского, скончавшегося в среду в Москве.
"Смерть Олега Янковского для меня личное горе, - сказал в интервью РИА Новости Панфилов. - Мне посчастливилось работать с этим выдающимся артистом - он участвовал в моем спектакле "Гамлет" и снялся в последней картине "Без вины виноватые". Я всегда считал его своим товарищем, знал о его страшной болезни и следил за его состоянием. Эта трагедия абсолютно исключает какие-либо мысли о праздновании и юбилее".
В своем последнем фильме "Без вины виноватые", снятом Панфиловым по одноименной пьесе русского классика Александра Островского, режиссер также снял свою жену, замечательную актрису Инну Чурикову и сына.
"Что касается Инны, то практически ни один мой фильм не обходится без ее участия, - сказал Панфилов. - А выбор сына на главную роль тоже не случаен. Он играл сына актрисы, как это есть и в жизни. Здесь я не мог упустить такую возможность - шанс, который отпущен мне самой жизнью".
По его словам, сын остался доволен своей работой, несмотря на то, что не является профессиональным актером.
"Иногда у меня снимаются непрофессиональные люди и делают это замечательно. Я вижу лицо человека, у меня возникает характер, который необходим для того или иного фильма. Вообще я из тех режиссеров, которые любят исполнителей, любят артистов, мне они необходимы и я с удовольствием работаю с ними", - рассказал Панфилов.
Традиция снимать своих близких появилась с самого первого полнометражного художественного фильма Панфилова "В огне брода нет", с которым он дебютировал на большом экране в 1967 году.
С его выходом в отечественный кинематограф вошел творческий, а затем и семейный дуэт режиссера Панфилова и актрисы Инны Чуриковой.
"Я встретил свою музу, - продолжил Панфилов. - Именно Инна выражала и выражает то, что волнует меня. Через нее, через ее индивидуальность я рассказывал о судьбах героинь, а через них - о времени и атмосфере, в которых они жили".
Режиссер полагает, что кино исследует человека, а через него - время и эпоху. "В каком-то смысле любой фильм - исторический"- уверен он.
Так и получается в его фильмах, через современные истории режиссер всегда проводит параллели с большой историей.
После успеха первых лент "В огне брода нет" и "Начало", которая получила серебряного льва на Венецианском кинофестивале, Панфилов продолжил современную тему в фильмах "Прошу слова", "Тема", "Валентина".
Затем он обратился к классической литературе и сделал две экранизации произведений Горького: "Васса", "Мать". Последняя лента была отмечена на Каннском фестивале.
Обращаясь к истории Панфилов снял фильм "Романовы. Венценосная семья" о последнем русском императоре.
Отдельно в его творчестве располагается работа по произведению Александра Солженицына "В круге первом", в которой закадровый текст читает сам писатель.
На взгляд Панфилова, "самое интересное - это материализовать свои фантазии, придать им форму". "Такие фильмы, как "Начало", "Тема", "Прошу слова" возникали вначале в моих фантазиях, в моем внутреннем видении, а потом становились фильмами", - поделился он воспоминаниями.
"А самое сложное, - продолжил Панфилов. - Это организовать сам процесс, преодолеть преграды, главной из которых раньше была цензура, а сегодня - это финансирование. Собрать средства на картину - это и трудно, и противно, но необходимо".
Как правило, замыслы и сценарии к фильмам принадлежат ему самому.
"Не то, что трудно найти хороший сценарий, это как раз возможно. А вот найти хороший именно для тебя - это трудно", - пояснил Панфилов.
Большая часть жизнь прожита Панфиловым в кино, в которое он пришел из самодеятельности.
В конце 50-х в Свердловске создал студию кинолюбителей, где снял свои первые документальный фильмы. Во время работы на телевидении Панфилов заочно учился на операторском факультете ВГИКа, а затем на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Как подчеркнул режиссер, в своих фильмах, он старался выразить время, в которое жил, и сделал все, что мог на тот момент.
"Мне все мои фильмы дороги, и я не стал бы переснимать ни одного из них", - уверен он.