Глава представительства Европейской комиссии в Москве Марк Франко рассказал корреспонденту РИА Новости Ольге Протасенко в преддверии саммита РФ-ЕС в Хабаровске о повестке дня предстоящей встречи на высшем уровне.
- Какова повестка дня предстоящего саммита?
- Саммит в Хабаровске не будет отличаться от остальных встреч в том смысле, что мы, во-первых, как и на других саммитах, будем обсуждать проблемы, представляющие интерес для обеих сторон; во-вторых, проведем обзор нашего двустороннего сотрудничества и, в-третьих, обратимся к вопросам международной повестки дня, которые особенно важны для нас – вопросам общего соседства или проблемы, имеющим отношение к другим регионам.
Мы, безусловно, обсудим международный кризис. Россия и ЕС интенсивно работают в этом направлении вместе. Мы обмениваемся мнениями относительно ситуации и способов поддержки экономики. Обсуждение этой темы, безусловно, будет важной частью саммита.
Что касается двусторонних отношений, я полагаю, что обобщение результатов переговоров по новому соглашению о сотрудничестве станет важной частью повестки дня. Мы уже провели четыре раунда переговоров, пятый раунд состоится в июне. Я уверен, что во время предстоящего саммита переговорщики расскажут о том, как продвигается процесс.
Будет также проведен обзор по состоянию дел в диалогах, налаженных у нас в различных сферах сотрудничества. И, я полагаю, мы также обратимся к вопросу присоединения России к ВТО.
Энергетика, без сомнения, будет в повестке дня предстоящей встречи. Я думаю, что участники саммита заслушают доклад Постоянного совета партнерства по энергетике, в частности, о дискуссиях, которые прошли в Москве несколько недель назад с участием комиссара Пиебалгса, чешского и шведского министров энергетики.
В международной сфере будут рассматриваться вопросы, представляющие общий интерес: конечно же, Молдавия, Кавказ; состоится также обмен мнениями по Ближнему Востоку, роли России и ЕС в процессе ближневосточного урегулирования, отношениям с Ираном и другим вопросам этого рода.
- Ожидаете ли вы, что Россия поднимет вопрос своего участия в модернизации ГТС Украины?
- Возможно, эта тема будет затронута, но она уже обсуждалась ранее. Мы указали, что считаем вопрос модернизации ГТС Украины, того, какой вклад может внести ЕС в ее модернизацию при поддержке международных финансовых институтов, изначально предметом двусторонней дискуссии между ЕС и Украиной. Но Россия была полностью осведомлена о проводившейся конференции и активно участвовала в ней.
- ЕС получил российские предложения по новому международному соглашению о сотрудничестве в энергетике. На Ваш взгляд, можно ли уже сказать, что нового содержится в предложениях и какие пункты ЕС находит наиболее интересными?
- Что касается российского предложения, мы не видели его в полном объеме. У нас есть его краткое содержание и более детальное описание той его части, которая касается транзита. В настоящий момент мы изучаем эти предложения, и я не уверен, что к саммиту мы сможем дать на них ответ или сказать, необходимо ли нам больше времени для их изучения, в частности, для предложения по транзиту.
- На ваш взгляд, какова вероятность того, что эти предложения будут учитываться в ходе переговоров по новому соглашению о сотрудничестве РФ-ЕС, а именно - по его энергетической составляющей?
- В июне состоится первое обсуждение энергетического раздела нового соглашения о сотрудничестве, и нужно спросить Россию, представят ли российские переговорщики этот документ. Российское предложение касается международного договора, а мы в Брюсселе обсуждаем двустороннее соглашение, и я не знаю, до какой степени российская сторона хочет интегрировать это предложение в двусторонний документ. Это решение остается за Россией.
- Обе стороны говорят о достижении определенного прогресса в переговорном процессе. Сколько разделов нового документа еще предстоит обсудить? Находимся ли мы в середине пути или пока в начале процесса?
- Мы завершаем начальную стадию процесса. Я полагаю, скоро все разделы документа будут на столе переговоров. Энергетика – один из последних разделов. Структура соглашения очень проста - оно основывается на четырех общих пространствах нашего сотрудничества: экономическом, пространстве внешней безопасности, внутренней безопасности (свобода, безопасность, правосудие), а также науки, образования и культуры. И обсуждение всех этих вопросов мы уже начали, предложения находятся на столе переговоров. Сближение подходов дает основание надеяться, что скоро мы начнем работу по консолидированным текстам, а не по параллельным пакетам документов.
- Пока еще невозможно определить сроки появления первых проектов документов?
- Нет, пока невозможно.
- Вы упомянули о том, что международные вопросы будут на повестке дня саммита, и среди них - Кавказ. ЕС как посредник между конфликтующими сторонами собирается поднимать вопрос выполнения договоренностей Медведев-Саркози?
- Я уверен, что эти вопросы будут подниматься. Европейский Союз занимает промежуточную позицию между Грузией и Россией в этом вопросе. Мы активно вовлечены в Женевский процесс, и я убежден, что ряд обсуждаемых в ходе дискуссий вопросов будет поднят на саммите.
- Хорошо известно, что у России есть определенные озабоченности по поводу запуска программы «Восточное партнерство». Ожидаете ли Вы, что эта тема будет поднята в ходе саммита?
- Если Россия хочет обсудить этот вопрос, она может поднять эту тему. Наш ответ на российские озабоченности заключается в том, что вся презентация «Восточного партнерства» ЕС очень конструктивна, это не антироссийская инициатива. Это инициатива, направленная на укрепление нашего сотрудничества с шестью странами в Восточной Европе и на Кавказе, на продвижение торговых отношений, обеспечение большей свободы передвижения граждан, продвижение сотрудничества в энергетической сфере, укрепление институтов управления. Цель ЕС - обеспечить такие условия, чтобы эти страны, являющиеся нашими общими соседями, развивались стабильно и сбалансировано. Это не антироссийский проект: на наш взгляд, наша инициатива поможет и России, потому что если эти страны будут активно развиваться дальше политически и экономически, это позитивно скажется на развитии отношений между этими государствами и Россией.