Масштабная пенсионная реформа, ставившая своей целью повышение уровня благосостояния граждан, началась в России в 2002 году. Однако основа для этой реформы была заложена еще в 1992 году, а в 2008 году были одобрены стратегические направления дальнейшего реформирования пенсионной системы страны. Вот хронология проведения пенсионной реформы:
16 сентября 1992 г. - подписан Указ президента Российской Федерации № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах».
29 апреля 1994 г. – постановлением правительства № 408 «Об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации» создана Инспекция НПФ.
май 1994 г. – в постановлении правительства Российской Федерации № 474 «Об основных направлениях социальной политики» отмечена необходимость способствовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью выплаты дополнительных пенсий за счет средств работодателей и работников.
7 августа 1995 г. правительство Российской Федерации постановлением №790 одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
9 октября 1995 г. – Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минсоцзащиты России выдала первые 10 лицензий негосударственным пенсионным фондам.
15 декабря 1995 г. – Инспекция НПФ утвердила Временные правила инвестирования активов НПФ и экономические нормативы надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов.
18 января 1996 г. – Инспекция НПФ утвердила первые формы отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов № 1-НПФ, 2-НПФ и 3-НПФ.
7 февраля 1996 г. – Инспекция НПФ утвердила Временные указания о порядке ведения бухгалтерского учета и отчетности в негосударственных пенсионных фондах.
10 ноября 1996 г. – правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу Российской Федерации проект федерального закона «О негосударственном пенсионном обеспечении».
11 декабря 1996 г. – Минтруд России представил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».
18 июня 1997 г. – Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон «О негосударственных пенсионных фондах».
7 мая 1998 г. – президент Российской Федерации Б.Ельцин подписал Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
20 мая 1998 г. – правительство Российской Федерации постановлением № 463 одобрило Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, в которой отдельный раздел посвящен развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования).
17 августа 1998 г. – совместное заявление правительства России и Центробанка «О политике валютного курса». Событие, получившее название «дефолт».
27 мая 1999 г. – председателем правления Пенсионного фонда России вместо В.Барчука назначен М.Зурабов.
13 декабря 1999 г. – правительство Российской Федерации постановлением № 1385 утвердило «Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения».
16 декабря 1999 г. – подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, в котором рекомендовано всем сторонам способствовать становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации, а при заключении коллективных трудовых договоров предусматривать условия страхования работников по негосударственному пенсионному обеспечению на базе негосударственных пенсионных фондов.
23 декабря 1999 г. – постановлением Правительства Российской Федерации № 1432 утверждены Требования к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.
22 февраля 2000 г. – в Москве состоялось учредительное собрание Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. Учредителями стали НПФ «ГАЗФОНД» (Л.Линецкая), НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»(М.Бережной), НПФ Сберегательного банка (Г.Морозова), НПФ «Семейный» (С.Шаманова), НПФ «Сургутнефтегаз» (В.Прокофьев), «Уголь» (М.Евтенко), НПФ электроэнергетики (А.Лошаков).
28 апреля 2000 г. – принято постановление Правительства Российской Федерации № 383 «О порядке заключения негосударственными пенсионными фондами договоров с депозитариями и особенностях деятельности депозитариев, обслуживающих негосударственные пенсионные фонды».
8 февраля 2001 г. – Указом президента Российской Федерации образован Национальный Совет по пенсионной реформе.
11 мая 2001 г. – на заседании Правительства Российской Федерации одобрен пакет законов по пенсионной реформе и направлен на рассмотрение Национальному совету по пенсионной реформе при Президенте России.
28 мая 2001 г. – Национальный совет по пенсионной реформе при Президенте России одобрил законопроекты «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
15 декабря 2001 г. – подписаны федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
26 июня 2002 г. – Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона «Об обязательных профессиональных системах в Российской Федерации».
24 июля 2002 г. подписан Федеральный закон № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
10 января 2003 г. – президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», определивший порядок участия негосударственных пенсионных фондов в обязательном пенсионном страховании.
23 июля 2003 г. – указом президента Российской Федерации № 827 образован Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений.
9 марта 2004 г. – Указом президента Российской Федерации № 314 установлена новая система и структура федеральных органов исполнительной власти. Преемником ФКЦБ стала Федеральная служба по финансовым рынкам, преемником Минтруда России - Минздравсоцразвития России.
9 марта 2004 г. – Указом президента Российской Федерации № 322 М.Зурабов назначен Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
9 апреля 2004 г. – принято постановление правительства Российской Федерации № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», в котором в число основных функций включены контроль и надзор в отношении негосударственных пенсионных фондов.
30 июня 2004 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 321 утверждено положение о Минздравсоцразвития России, в котором Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручена выработка государственной политики в сфере пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения.
20 июля 2007 г. – федеральным законом № 70-ФЗ, начиная с 2005 года, прекращено перечисление страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии для застрахованных лиц старше 1967 года рождения, ставка отчислений в пенсионную систему уменьшена с 28% до 20%
4 февраля 2005 г. – в газете «Коммерсантъ» опубликовано открытое обращение Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов к Президенту Российской Федерации, в котором выражена обеспокоенность несоблюдением федеральными органами власти сроков подготовки и принятия законодательных актов, необходимых для реализации Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
6 января 2006 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 2 внесены изменения в постановление правительства от 4 ноября 2003 г. № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью». Уполномоченными органами определены Минздравсоцразвития России - по правоотношениям между НПФ и участниками, застрахованными лицами и их правопреемниками, а ФСФР России – по остальным вопросам.
1 февраля 2007 г. – постановлением правительства Российской Федерации № 63 утверждены Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением.
26 апреля 2007 г. – в ежегодном послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.Путин предложил ввести государственное софинансирование добровольных пенсионных накоплений.
9 мая 2007 г. – распоряжением правительства Российской Федерации №574-р В.Миловидов назначен руководителем Федеральной службы по финансовым рынкам.
30 апреля 2008 г. – подписаны Федеральные законы 30 апреля 2008 30 апреля 2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и № 55-ФЗ о внесении изменений в другие законодательные акты
Сентябрь 2008 г. - на совещании у председателя правительства Российской Федерации В.В. Путина одобрены стратегические направления дальнейшего реформирования пенсионной системы России.
Сентябрь – октябрь 2008 г.- начало обострения проявлений мирового финансового кризиса на фондовом рынке и в экономике России.
1 октября 2008 года – вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" – начало приема заявлений о вступлении в отношения по ДСВ.
16 декабря 2008 года – в Москве проведен 1 Пенсионный форум, на котором А.Д. Жуков и Т.А. Голикова изложили основные положения стратегии дальнейшего реформирования пенсионной системы России.
27 декабря 2008 г. - член совета Общественной палаты, председатель комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике А.В. Очирова внесла на рассмотрение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина пакет законопроектов по накопительному пенсионному страхованию.
Материал подготовлен на основе информации, предоставленной Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов