МОСКВА, 13 мая - РИА Новости. Следствие по делу о крушении в Прибайкалье вертолета с иркутским губернатором Игорем Есиповским на борту пока не остановилось на какой-либо одной версии трагедии, не исключая при этом ни одной из них. Установлению истины мешает в том числе и тот факт, что так и не найдены "черные ящики", - по мнению следователей, конструкция вертолета, скорее всего, вообще не предусматривает их наличие.
Тем временем в прессе появилась версия со ссылкой на следствие о возможном незнании пилотом вертолета особенностей местной погоды, которая неожиданно испортилась и могла стать причиной катастрофы.
В результате падения 10 мая в Иркутской области вертолета американского производства Bell-407 погибли губернатор Есиповский, первый зампред правительства области Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник Александр Шостак.
Конструкция вертолета могла не предусматривать "черных ящиков"
Бортовые самописцы, или "черные ящики", найти на месте катастрофы не удалось и, видимо, уже не удастся - в среду следователи сообщили о том, что осмотр места происшествия завершен.
По словам руководителя следственного отдела СКП РФ по Сибирскому федеральному округу Василия Усова, "конструкция этого вертолета, скорее всего, не предусматривает наличие "черного ящика". Компания-производитель вертолетов Bell пока не прокомментировала возможность отсутствия "черных ящиков" на борту вертолета.
Расследованием инцидента, по данным Усова, занимается следственная группа из десяти человек, которая работает в тесном контакте с межгосударственным авиационным комитетом. В ближайшее время к группе должен присоединиться представитель производителя вертолетов Bell.
Усов не стал выделять какую-либо версию авиакатастрофы в качестве основной, заявив журналистам в среду, что "никакая версия не исключена". Ранее источник, близкий к расследованию аварии, сообщил РИА Новости, что основными версиями следствие считает техническую неисправность вертолета и ошибку в пилотировании. Не исключались также версии непогоды и теракта.
Еще одну версию, о которой, впрочем, следователи не говорили, - крушение во время охоты с вертолета - опроверг ранее Олег Апанасик, директор Прибайкальского национального парка, на территории которого произошла катастрофа. Апанасик, заявил, что охота с вертолета в этом труднодоступном месте невозможна - добраться туда можно только по земле, посадить же вертолет невозможно.
Предположения об охоте возникли в связи с тем, что в январе этого года в Республике Алтай упал вертолет с VIP-персонами, тогда погибли полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин и еще шесть человек. По неофициальной информации, пассажиры могли охотиться с вертолета на редких животных.
Неофициальная версия: пилот мог не знать особенностей местной погоды
Между тем, газета "Коммерсант" сообщила в среду, что участники расследования сомневаются в официальной версии обстоятельств трагедии. Иркутские власти ранее сообщали, что вертолет губернатора возвращался в поселок Никола (база Байкальского поисково-спасательного отряда) после осмотра местности Большое Голоустное на Байкале, где предполагается разместить туристскую особую экономическую зону (ОЭЗ). При этом иркутские чиновники затруднялись объяснить, почему губернатор решил лететь именно в праздничный день.
Газета пишет, что, несмотря на высокую квалификацию пилота Виктора Кунова, он относительно недавно начал летать в Иркутской области и мог быть плохо знаком с особенностями местного климата. Дело в том, что в день катастрофы погода была хорошей, однако поздним вечером 9 мая, когда вертолет возвращался к резиденции губернатора, погода начала резко портиться - началась гроза, порывы ветра достигали 20 метров в секунду. Такой порыв мог прижать низко летящий вертолет к земле, из-за чего машина могла задеть деревья и упасть, пишет "Коммерсант". Следователи также не исключают, что в темное время суток пилот мог просто потерять ориентацию в пространстве, пишет "Коммерсант".
Как сообщили газете участники расследования, cледственно-оперативная группа, которую возглавил Андрей Чернусь (расследовавший в том числе катастрофу вертолета с губернатором Красноярского края Александром Лебедем), выяснила, что заявку в авиационные службы на использование воздушного пространства не подавали ни погибший впоследствии пилот Виктор Кунов, ни владелец вертолета - глава подмосковной строительной компании "Сапсан" Сергей Шмаков, ни авиакомпания "Иркутскавиа", которая осуществляла служебные перелеты главы области.
По данным "Минтранса", сертификат летной годности на вертолет был получен его владельцем только 6 мая текущего года, поэтому полет 10 мая был одним из первых, а именно тренировочно-развлекательным, и именно поэтому для него выбрали выходной день, делает вывод "Коммерсант".
Проститься с Есиповским пришли две тысячи человек
В среду в Иркутске прошла церемония прощания с погибшим губернатором. По оценкам мэрии, в ней приняли участие более двух тысяч человек.
На церемонии присутствовали подпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, президент Бурятии Вячеслав Наговицын, председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина, мэр Иркутска Владимир Якубовский.
На траурном митинге Берлина отметила, что Есиповский стал первым губернатором объединенного региона, "он был первым во всем и останется для нас таким". Квашнин отметил, что Есиповскому удалось завершить объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, принять устав региона и создать новую команду управленцев в правительстве.
После церемонии прощания гроб с губернатором был отправлен на самолете в Москву. Есиповского похоронят 14 мая на Троекуровском кладбище столицы.