МОСКВА, 13 мая - РИА Новости. Полет вертолета Bell 407, ставший роковым для губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, не был согласован с авиационными службами и, скорее всего, являлся тренировочно-развлекательным, а не служебным, пишет в среду газета "Коммерсант".
Вертолет американского производства "Белл", на котором летели губернатор Есиповский, первый зампред правительства региона Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник главы региона Александр Шостак, потерпел крушение под Иркутском в конце прошлой недели. По данным иркутских властей, вертолет губернатора возвращался в поселок Никола (база Байкальского поисково-спасательного отряда) после осмотра местности Большое Голоустное на Байкале, где предполагается разместить туристскую особую экономическую зону (ОЭЗ). При этом, почему губернатор решил лететь именно в праздничный день, иркутские чиновники объяснить не могут.
Между тем, отмечает издание, участники расследования катастрофы сомневаются в официальной версии обстоятельств трагедии. Следственно-оперативная группа, которую возглавил Андрей Чернусь, специализирующийся на ведении подобного рода дел (в частности, он расследовал катастрофу вертолета с губернатором Красноярского края Александром Лебедем), выяснила, что служебные перелеты главы региона осуществлялись авиакомпанией "Иркутскавиа", имеющей соответствующий договор с местной администрацией. Заявок в авиационные службы на использование воздушного пространства от "Иркутскавиа" не поступало, не было их от пилота Bell 407 Виктора Кунова и владельца этого вертолета - главы подмосковной строительной компании "Сапсан" Сергея Шмакова.
Как сообщили в пресс-службе Минтранса, сертификат летной годности на вертолет был получен его владельцем только 6 мая текущего года, а без данного документа его полеты были запрещены. Таким образом, пишет "Коммерсант", получается, что роковой для губернатора полет на Bell 407 был одним из первых - тренировочно-развлекательным. Именно поэтому для него и использовали выходной день 9 мая.
Кроме того, источники газеты сообщают, что управлявший Bell 407 55-летний Виктор Кунов являлся пилотом 1-го класса. На его счету 3,5 тысяч часов налета, в том числе более 700 часов в качестве инструктора. В свое время полковник Кунов был военным пилотом. Совершил более 330 боевых вылетов в Афганистане, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, был награжден орденами Красной Звезды и "За службу родине в вооруженных силах". Однако в Иркутской области он начал летать относительно недавно и мог быть плохо знаком с особенностями местного климата.
Известно, что в день катастрофы погода была хорошей, как говорят местные пилоты, видимость составляла "миллион на миллион". Однако поздним вечером 9 мая, когда Bell с VIP-пассажирами возвращался к резиденции губернатора, погода начала резко портиться, отмечает издание. Со стороны Байкала задул сильный ветер. Потом началась гроза, порывы ветра во время которой достигали 20 метров в секунду. Возможно, легкий низко летящий вертолет таким порывом прижало к земле, он задел лопастями кроны деревьев и, потеряв управление, рухнул в тайгу. Не исключают участники расследования и того, что в темное время суток пилот вертолета мог просто потерять ориентацию в пространстве.