Рейтинг@Mail.ru
Топменеджер РУСАЛа: важно обеспечить конкурентоспособную себестоимость - РИА Новости, 12.05.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Топменеджер РУСАЛа: важно обеспечить конкурентоспособную себестоимость

© Фото предоставлено компанией РУСАЛ Глава инжинирингово-строительного дивизиона ОК РУСАЛ Евгений Федоров
Глава инжинирингово-строительного дивизиона ОК РУСАЛ Евгений Федоров
Читать ria.ru в
Дзен
О том, как в условия кризиса компания РУСАЛ будет реализовывать свои программы обновления мощностей, в интервью РИА Новости рассказал Евгений Федоров, глава инжинирингово-строительного дивизиона ОК РУСАЛ.

Трудности, с которыми столкнулся алюминиевый гигант РУСАЛ в условиях нынешнего экономического кризиса, заставили его пересмотреть не только производственные планы, но и инвестиционные программы, включающие  программы модернизации производства. Евгений Федоров, глава инжинирингово-строительного дивизиона ОК РУСАЛ, которое отвечает за строительные проекты о и модернизацию производства компании, рассказал в интервью РИА Новостям о том, как в условиях сокращающегося финансирования и падения спроса на металл компания будет реализовывать программы обновления мощностей. Кроме того, детально разъяснил позицию компании в отношении конфликта вокруг достройки Богучанской ГЭС.

- Изменились ли задачи дивизиона в сегодняшних экономических условиях?

- Безусловно. Бюджет дивизиона в 2009 году меньше, чем в докризисные времена. Он составляет около 500 миллионов долларов. До этого года нашим приоритетом было создание новых технологически совершенных предприятий, как за счет строительства, так и за счет масштабных проектов модернизации. Сегодня изменились цели, и наша деятельность несколько трансформировалась. Важно обеспечить самую конкурентоспособную себестоимость на наших заводах, мы теперь в большей степени занимаемся технологическими усовершенствованиями, которые могут быть реализованы в краткосрочной перспективе с небольшими затратами и призваны сократить издержки, обеспечить экономию электроэнергии, дать лучшие экономические и экологические показатели.

- На каких активах компании уже реализуются вышеуказанные нововведения?

- Например, на Красноярском алюминиевом заводе реализуется большая программа, которая направлена на повышение эффективности производства: в четырех опытных корпусах мы увеличиваем выход по току, уменьшаем издержки при производстве алюминия - улучшаем  показатели по расходу глинозема,  по всем остальным видам сырья, эти прикладные  нововведения в случае успеха будут тиражироваться дальше на другие заводы. Рассчитываем, что такая программа даст экономию размере около 20 миллионов  долларов в течение года.

- Есть ли проекты, от которых вы вынуждены были отказаться?

- В меньшей степени мы сегодня  занимаемся проектами в расчете на отдаленную перспективу. Проектов, от которых было бы решено совсем отказаться, нет, но часть из них отложена. Мы понимаем, что развитие промышленной компании возможно только при активной научно-исследовательской и  конструкторской  деятельности, и намерены при восстановлении рынка к ней вернуться  в прежних объемах. Деятельность НИОКР - это наше будущее. Что касается строительных проектов, то в связи с дисбалансом  предложения  и спроса  на мировом рынке алюминия, по большинству из них было принято решение о переносе.

- Есть ли понимание, на какое время отложены строительные проекты – Тайшетский алюминиевый завод (Иркутская область), Богучанский алюминиевый завод (Красноярский край)? 

- Наши планы зависят от внешних условий. Сейчас мы вернулись к идее ввести в срок по одному пусковому комплексу на Тайшетском  и Богучанском алюминиевых заводах. Наше новое предложение связано с тем, что у Богучанской ГЭС, которая построена уже на 2/3, нет рынка сбыта в связи с избытком энергетических мощностей в Сибири. Мы понимаем общественную значимость проекта в сегодняшних условиях экономического спада, но без обеспечения сбыта его ввод в запланированные сроки будет экономически неэффективным, а, учитывая важность проекта как первого примера частно-государственного партнерства, необходимо найти комплексное решение.

Кроме того, банки готовы предоставить кредит на достройку ГЭС только при решении вопроса с гарантированным сбытом, учитывая что Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы находятся в достаточно высокой степени готовности. Поэтому мы выступили с инициативой за счет дополнительного закрытия части старых и неэффективных производств  ввести одновременно с вводом Богучанской ГЭС 300 тысяч тонн технологически и экологически современных мощностей, которые будут гарантированно потреблять электроэнергию ГЭС.

- А как будет решаться вопрос с привлечением финансирования на эти проекты?

- Мы готовы привлечь финансирование в объеме 450 миллионов  долларов, необходимое для ввода в строй этих мощностей. Это позволит создать более 10 тысяч рабочих мест в Иркутском и Красноярском регионах, существенно улучшив социально-экономическую ситуацию в Сибири. Кроме того, удастся избежать роста профицита электроэнергии в Сибирском регионе.

- Позиция РУСАЛа по пересмотру части расходов по проекту не изменилась?

- Сейчас важно пересмотреть свой подход к расходам по проекту. Большинство договоров на строительство БоГЭС были заключены на пике строительного бума. Сегодня ситуация иная. Мы вместе с нашим партнером "РусГидро" создали совместную комиссию, результаты работы которой показали, что завышение стоимости строительно-монтажных работ по договорам с подрядчиками составляет от 10% до 38 % только по сравнению с ГЭСН (государственные элементные сметные нормы), не считая дополнительных резервов эффективности у подрядчиков. В связи с этим обе стороны приняли решение предложить подрядным организациям в качестве первого шага снизить стоимость работ за февраль-март на 18%, а с апреля 2009 г. - полностью убрать все завышения.

Сегодня Организатору строительства БоГЭС РусГидро поручено начать работу по поиску альтернативных подрядчиков, которые в условиях кризиса готовы оперативно развернуться и гарантировать цены минимум на 15% ниже нормативных за счет более эффективной работы и использования современной техники. 

При этом основным требованием со стороны РУСАЛ и РусГидро является обязательное гарантирование подрядчиками заработной платы их строительным рабочим на уровне не ниже уровня  2008 года.

- В начале февраля РУСАЛ объявил о реализации программы по повышению эффективности бизнеса в условиях кризиса, как она реализуется в рамках Вашего дивизиона?

- Дело в том, что Инжинирингово-строительный дивизион очень быстро начал реагировать на экономический спад и принимать необходимые меры, подчас проактивные. И это помогло избежать нам серьезных потерь. С начала года мы пересмотрели все инвестиционные бюджеты, начали оптимизировать издержки. А уже в августе были предприняты решительные шаги, связанные с пониманием того, что жить теперь придется в новой парадигме и к этому нужно готовиться сейчас, чем быстрее, тем лучше. Например, оптимизация московского офиса ИСД началась в октябре, что позволило людям, попавшим под оптимизацию, быстро найти другую работу. 

- Какие проекты по модернизации вы ведете в этом году? 

- Мы запускаем в этом году 37 электролизеров пятой серии на Иркутском алюминиевом заводе, пятнадцать из них уже запустили. Это современные большие электролизеры, разработанные "СибВАМИ". Пятая серия работает с отличным экономическим эффектом, хорошими экологическими показателями.  Одновременно вывели из эксплуатации построенную более сорока лет назад устаревшую вторую серию. 

- Планируете ли вы диверсифицировать бизнес, ищете ли внешние заказы?

- В Ачинске, Николаеве наши филиалы имеют заказы, связанные с производством технологически сложной литейной продукции для золотодобывающих и металлургических компаний, поэтому часть портфелей заказов формируется за счет внешнего рынка. Мы заинтересованы в полной загрузке мощностей и предпринимаем активные действия в этом направлении. Но все компании сегодня снижают заказы,  рынок не тот, что был в 2008 году. Поэтому строительный бизнес по-прежнему в основном обслуживает интересы компании. 

- Какие структуры обслуживают проектный бизнес? 

- Всероссийский алюминиево-магниевый институт, Институт "Гидропроект", СибВАМИ. Базовым НИИ для проектной деятельности сейчас является Санкт-Петербургский  ВАМИ, который  в двухтысячные годы осуществил полный переход к системам автоматизированного проектирования, ведет проектные работы в системах 3D-проектирования, оснащен современным оборудованием. Все это значительно снизило трудозатраты при выполнении проектных работ. Все специалисты прошли обучение новейшим технологиям проектирования. "РУСАЛ ВАМИ" готов к выполнению проектных работ и ведет активное формирование портфеля заказов на 2009-2010 год. В  институте работают сегодня более 200 специалистов. В случае заключения дополнительных контрактов, на которые мы очень надеемся,  будем привлекать работников по срочным трудовым договорам. В настоящий момент ВАМИ участвует в нескольких тендерах компаний в смежных отраслях-машиностоении, строительстве. Есть небольшой объем проектной работы по РУСАЛу. 

- РУСАЛ говорил о том, что оптимизация персонала в большей степени пройдет на вспомогательных производствах, как это коснулось вашего подразделения?

- Даже сейчас, после оптимизации, с учетом срочных трудовых договоров, в дивизионе работает около 24 тысяч человек. В прошлом году мы разработали новые регламенты и нормативы по численности персонала для каждого предприятия дивизиона. Нормативы, существовавшие до этого, были введены в советский период и не учитывали нововведения последних десятилетий в области оборудования и техники, проведенных модернизаций. Мы попытались понять, с привлечением специализированных институтов, аккредитованных при министерствах, необходимую численность на производстве и сейчас мы это воплощаем в жизнь.  Стараемся привести нормативы в соответствие с реальными потребностями производства. Там, где сокращаются объемы выпуска, мы не осуществляем капитальные ремонты, поэтому сокращены подразделения, которые занимались этими капремонтами.

- Есть ли изменения в структуре затрат на персонал?

- На тех предприятиях, где в связи с программой оптимизации и снижения издержек объемы уменьшились, в рамках трудового законодательства увеличивается доля людей, работающих по срочным договорам и уменьшается доля работающих на постоянной основе. Мы видим, что это долгосрочная  тенденция, которой придерживаются  и другие организации. Такое распределение даст нам определенную мобильность: если рынок останется высоковолатильным, мы будем гибкими с точки зрения управления расходами на персонал.

Там, где у нас есть 100% загрузка персонала, затраты остались прежними. Там, где у сервисных и ремонтных служб существенно сократилась загрузка по сравнению с прошлым годом, вводится гибкий график работы - например, четырехдневная рабочая неделя. Так, работники СУБРСтроя работают не все пять дней в неделю, а в зависимости от загрузки.  С учетом ситуации на рынке труда в Североуральске это - реальный выход из положения.

- В дивизион, руководимый Вами, вошел и энергетичекий угольный актив в Казахстане. Коснулся ли угольного бизнеса экономический спад?

- Энергопотребление падает - это факт. Это ощутило на себе наше СП "Богатырь Комир", где объем отгрузки угля снизился с 46 миллионов тонн до 35 миллионов тонн в годовом исчислении. В основном падение спроса произошло за счет РФ, куда мы осуществляем отгрузку угля, наши потребителя существенно сократили выработку энергии. Это ОГК-2, ОГК-5, ОГК-1, работающие на нашем угле. Это как раз Челябинская и Свердловская области, которые пострадали в кризис за счет того, что это - промышленно ориентированные регионы. Черная металлургия формирует спрос на энергию в той же Челябинской или Свердловской областях, она быстрее всех отреагировала на кризис и стала сокращать объемы производства, соответственно пострадали наши потребители-энергетики.

- Какие перспективы развития компания относительно казахстанского актива Вы видите?

- Мы стараемся пропорционально сокращать наши затраты по всем статьями и у нас есть серьезные успехи, связанные с сокращением издержек. Мы видим, куда будет развиваться угольный бизнес. Понимаем, что в отношении экибастузского угля это временный спад и с 2010 года начнется восстановление. Хотя дно мы почувствуем в традиционно сложном для угольщиков втором квартале, когда начинают разгружаться склады на всех станциях. У нас есть понимание, как мы переживем второй  квартал и с третьего квартала в связи с подготовкой к зиме безотносительно финансового кризиса мы будем выправлять ситуацию.

Евгений Федоров возглавил инжинирингово-строительный дивизион ОК РУСАЛ в начале 2009 года. Это подразделение РУСАЛа было создано в 2005 году для  внедрения инновационных технологий, производства оборудования, управления инвестиционно-строительными проектами и сервисного обслуживания промышленных предприятий. С 2009 года ИСД также управляет угольными активами компании. Среди реализованных проектов ИСД – строительство Хакасского алюминиевого завода, модернизация Красноярского алюминиевого завода, создание собственных технологий. В составе дивизиона работает около 24 тысяч человек.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала