9 мая в немецком Баден-Бадене российский коллекционер Александр Иванов открывает единственный в мире музей, посвященный ювелирным украшениям Фаберже. "На торжественном открытии в Баден-Бадене будут представлены лучшие работы из коллекции. Там будут только шедевры",- сказал коллекционер.
Знаменитый русский ювелир Петер Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге в семье беженца-гугенота. Его отец – Густав Фаберже был родом из г. Пярну (Эстония), находившего тогда на территории Российской империи. Семья отца была протестантская; предки были гугенотами из Пикардии (Франция). Они покинули Францию, когда в 1685 году Людовик XIV, отменив Нантский Эдикт, покончил даже с относительной свободой вероисповедания.
Мать Петера Карла Фаберже – Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. В 1841 году Фаберже-старший получил титул "Ювелирных дел мастера" и в 1842 году основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12.
У Петера Карла Фаберже рано проявились художественные способности и интерес к ювелирному искусству, и отец приложил все усилия, чтобы дать Петеру Карлу превосходное образование: он учился в старейшей и престижнейшей немецкой гимназии Санкт-Петербурга – гимназии святой Анны, затем в коммерческом колледже в Париже. После этого в течение нескольких лет на практике изучал ювелирное дело в Дрездене, Франкфурте-на-Майне, Флоренции и других городах Европы.
Он изучал известные ювелирные коллекции XVI-XVII веков, методы и приемы эмальерного дела эпохи Возрождения; осваивал резьбу по твердому камню, овладевал приемами чеканки, гравировки, гильоширования и др.
Вернувшись в Россию в 1866 году, Петер Карл Фаберже стал трудиться в мастерской отца. На общественных началах занимался реставрационной деятельностью – как волонтер он помогал в восстановлении реликвий Императорского Зимнего дворца.
В 1872 году Петер Карл Фаберже стал во главе ювелирной мастерской своего отца. Сам же Густав Фаберже удалился на заслуженный отдых. Поначалу смена владельца никак не отразилась на ассортименте мастерской Фаберже, она продолжала выпускать стандартный набор всевозможных женских украшений, сделанных в популярном тогда французском стиле.
Более десяти лет потребовалось Фаберже на то, чтобы завоевать сначала всероссийскую, а затем и всемирную популярность. Первый успех пришел к нему в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, где представленные Фаберже копии найденных в Крыму скифских сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, а также образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.
В те же годы Петер Карл Фаберже начал поставлять свои изделия Кабинету Его Императорского Величества. В 1885 году Кабинет от имени императора Александра III заказывает ему пасхальное яйцо с сюрпризом внутри, для подарка императрице Марии Федоровне.
Выполненный заказ превзошел все ожидания монарха. Пасхальное яйцо было очень небольшим, высотой всего 10 сантиметров, снаружи оно было покрыто опаковой белой эмалью, а внутри золотом. В лучших традициях русской матрешки яичко раскрывалось, и в нем обнаруживалась золотая курочка с рубиновыми глазками и бриллиантовым гребнем. Внутри же самой курочки находилось еще одно яичко, рубиновое, и миниатюрная императорская корона.
Восхищенный талантом Карла Фаберже, Александр III назначил ювелира главным поставщиком императорского двора. С тех пор императорский заказ на пасхальные яйца Фаберже стал регулярным, и эта традиция продлилась до революции 1917 года.
Большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов, являются наиболее известными работами фирмы Фаберже. Их изготовление было в России традицией и старинным ремеслом, но только мастера фирмы Фаберже сумели довести это искусство до непревзойденного мастерства и изящества.
Создание нового императорского пасхального яйца было делом не из легких, оно занимало около года. Тематика изделий никогда не повторялась, так же как и вложенные в безделушки сюрпризы. Как правило, яйца «рассказывали» либо о памятных событиях в истории Российского государства, либо о том, что каким-то образом было связано с жизнью самой императорской семьи.
Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом.
За период с 1885 по 1916 год Фаберже было создано для императорской фамилии 54 яйца. Десять из них изготовлено при жизни Александра III в подарок Марии Федоровне, остальные 44, уже по заказу Николая II, – для вдовствующей императрицы и его супруги, последней российской царицы Александры Федоровны.
Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали золотопромышленник Келч, подаривший своей жене в период с 1898 по 1904 год семь яиц, князь Юсупов.
Но все же пасхальные яйца составляют лишь малую часть всей продукции Фаберже. Петер Карл Фаберже был, прежде всего, золотых дел мастером. Выполняя заказы Российского Императорского и королевских Дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 000 ювелирных работ.
Им было создано огромное количество портсигаров, ламп, звонков, часов, изысканных флакончиков для духов и других вещиц.
16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание ювелира Его Императорского двора: он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге.
В 1890 году Фаберже получает высокое звание – Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, а также становится Потомственным Почетным гражданином.
В 1900 году Фаберже построил для фирмы новое здание в Петербурге – дом № 24 на Большой Морской улице. К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца.
Успех фирмы быстро рос, поэтому Петеру Карлу Фаберже пришлось открыть свои представительства в Москве, Одессе, Киеве, а затем и в Лондоне.
Фирма Фаберже славилась и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству. Международные выставки также способствовали известности фирмы.
В 1900 году в Париже Фаберже получил звание "Мастера Парижской Гильдии Ювелиров", а французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона.
Драматические события революции 1917 года заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году. Сам Петер Карл Фаберже уезжает в Ригу, а оттуда в Германию. Там он заболевает, и в июне 1920 года его жена и старший сын перевозят его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался.
В эмиграции семья Фаберже оказалась практически без средств к существованию. После смерти Петера Карла Фаберже его сыновья Александр и Евгений пытались возродить фирму в Париже, повторяя то, что было создано в России. Но попытки не привели к успеху. Двое внуков Карла Фаберже, Тео и Игорь, работали впоследствии дизайнерами в ювелирных фирмах Женевы.