Первые попытки по "созданию" хорошей погоды предпринимались специалистами-метеорологами еще во времена СССР. Еще в 1970 х годах для этого применяли специальные реактивные самолеты Ту-16 "Циклон", созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире.
Технология создания благоприятных погодных условий была разработана в 1990 году специалистами Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромета), а с 1995 года после первого масштабного применения во время празднования 50-летия Победы начала применяться достаточно широко.
Для разгона облаков активно используются йодистое серебро, кристаллы парения жидкого азота, сухой лед и другие компоненты. Против слоистых форм нижнего облачного слоя с высоты в несколько тысяч метров распыляют сухой лед. Это гранулы углекислоты длиной 2 см и диаметром 1 - 1,5 см, которые рассыпаются с самолетов. При попадании на облако углекислота кристаллизует содержащуюся в нем влагу, облако "охлаждается" и постепенно рассасывается. Против слоисто-дождевой облачности применяется жидкий азот, а для пресечения формирования высоких кучевых облаков порошки цемента, талька или гипса, которые при рассеивании утяжеляют потоки восходящего воздуха и препятствуют формированию тучи. Йодистым серебром бомбардируют наиболее мощные дождевые облака.
Сам процесс "расстрела" дождевых облаков метеорологами называется "засеиванием". Принцип такого действия основывается на концентрации находящейся в атмосфере влаги на ядрах распыленного реагента, после чего осадки набирают критическую массу и бывают "вынуждены" выпасть, не достигнув территории города или какого-либо конкретного участка земли. Сам процесс разгона облаков начинается за час-полтора до намеченного времени и ведется на расстоянии 50 150 километров от того места, где необходимо обеспечить благоприятную погоду.
Для проведения подобных операций применяются специально оборудованные транспортные самолеты Ил-18, Ан-26 и Ан-12. В их грузовых отсеках установлены системы, предназначенные для распыления жидкого азота. В хвостовой части некоторых самолетов установлены также устройства для отстрела патронов, содержащих соединения серебра. Сначала воздушная разведка уточняет обстановку, после чего с одного из аэродромов взлетают специальные самолеты с реагентами.
Помимо правильно подобранных реагентов и особо оборудованных самолетов, в этой процедуре также участвуют специально обученные пилоты. Летчиков одевают в спецобмундирование, а весь полет они проводят в кислородных масках. При применении жидкого азота теоретически возможна разгерметизация самолета, находящегося на высоте 7-8 тысяч метров. Температура воздуха там составляет минус 40-60 градусов Цельсия. Кроме того, кислородные маски нужны во избежание отравления пилотов азотом.
Сами полеты сопряжены с определенным риском, так как в условиях повышенной облачности существует угроза попадания в зону сильной турбулентности.
Согласно заявлению специалистов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), реагенты, применяемые для разгона облаков, являются экологически чистыми материалами, не способными нанести вред атмосфере.
Руководитель лаборатории гигиены атмосферного воздуха НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН Мигмар Пинигин заявил, что жидкий азот представляет собой сконцентрированный при низких температурах одноименный газ, содержание которого в атмосфере составляет около 78%. По его словам, "вопрос о вредности этого реагента отпадает сам собой". Что касается гранулированной углекислоты, то ее формула - СО2 - совпадает с формулой углекислого газа, также присутствующего в атмосфере. Руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин заверил, что людям не угрожает даже распыление порошка цемента: "При разгоне облаков речь идет о минимальных дозах".
Реагент существует в атмосфере меньше суток. После попадания в облако он вымывается из него вместе с осадками, уверены метеорологи.
По словам помощника главкома ВВС Александра Дробышевского, "применение реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности. Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли".
Вместе с тем, у данной методики есть и противники. Так, экологи из общественной организации "Экозащита" утверждают, что существует определенная зависимость между разгоном облаков и проливными дождями, выпадающими в последующие дни. По словам руководителя организации Владимира Сливяка, "современная наука пока не в состоянии говорить о последствиях подобного вмешательства, а они могут быть самыми разными". В связи с этим позиция экологов однозначна: "Подобные действия нужно прекратить". Не менее однозначен и ответ метеорологов. Согласно заявлению начальника управления мониторинга геофизических процессов, активных воздействий и государственного надзора Росгидромета Валерий Стасенко, "выводы экологов относительно того, что дождливая погода является следствием наших мероприятий, это не более чем домыслы. Чтобы делать такие выводы, необходимо измерять уровень аэрозоля в атмосфере, его концентрацию, установить тип аэрозоля. Без этих данных подобные утверждения голословны".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников