МОСКВА, 7 мая - РИА Новости, Елена Пахомова, Мария Фролова, Наталья Шмакова. Первый год президентства Дмитрия Медведева явил общественности масштабную борьбу с коррупцией, реформу судебной системы и открыл новую страницу в диалоге с гражданским обществом, дав последнему понять, что именно оно должно стать опорой курса третьего президента России.
Выпавшие на начало президентского срока Медведева испытания войной в Южной Осетии и финансовым кризисом не заставили его отказаться от реализации приоритетов своей предвыборной программы, в основе которой был заявлен всеобъемлющий принцип свободы - от личной до экономической.
Медведев против коррупции
Едва вступив в должность президента РФ, Дмитрий Медведев объявил о начале борьбы с главной головной болью страны - коррупцией.
Сначала указом президента в стране был создан Совет по борьбе с коррупцией, летом 2008 года Медведев подписал антикоррупционный план, а затем парламент РФ принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана.
Самым ярким доказательством того, что в борьбе с незаконными доходами Медведев готов идти до конца, стало решение не просто обязать высших чиновников и членов их семей представлять в налоговые органы сведения о доходах, но и лично, а главное, публично, отчитаться о своих. Подобную практику для главы государства решено сделать обязательной.
Обществу идея понравилась. И хотя декларацией главы государства, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), заинтересовался лишь 1% россиян, почти каждый третий респондент (31%) данную меру в отношении чиновников назвал "отличной и давно назревшей".
Политические партии также в целом позитивно оценили первые шаги Медведева в борьбе с коррупцией, хотя оппозиция и отметила их недостаточность.
"Вряд ли коррупцию можно победить, если президент, который и так вне всякой критики, будет публиковать информацию о своих доходах. Но с точки зрения... создания в обществе атмосферы борьбы с коррупцией, это, безусловно, положительный шаг", - сказал РИА Новости глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.
Либерал-демократы и вовсе считают, что силами некоторых депутатов закон о борьбе с коррупцией стал выглядеть смешно.
"То, что декларировал, предлагал и внес президент, руками одного думского комитета превратилось в посмешище. Весь законопроект свелся к тому, что чиновники должны декларировать свои доходы. Но это не борьба с коррупцией!" - заявил РИА Новости руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев.
Начав борьбу с ненавистными россиянам чиновниками-коррупционерами, Медведев, однако, не стал ограничиваться только таким реверансом в сторону общества - президент вступил с этим обществом в открытый диалог.
И это, по мнению политологов, является ключевым моментом первого президентского года Медведева - глава государства понимает, что без наличия в стране людей с активной позицией, власть не найдет новых точек опоры.
Общество готово стать гражданским
По мнению гендиректора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, с проблемой создания "новой элиты" сталкивается каждый новый глава государства.
"Медведев пытается сейчас найти место, куда поставить вторую ногу для опоры. Одна вроде есть - то, что тебе оставил предшественник, а вторая нога куда-то должна встать", - сказал РИА Новости Хомяков.
"Президент прекрасно осознает важность гражданского общества, понимает, что та система, которая ему досталась, да, сильна, но опирается на чиновничество, а президент ищет новую для себя точку опоры среди людей, которые не входят во власть пока, но достаточно политически активны", - считает он.
По мнению Хомякова, первое президентское послание Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года продемонстрировало серьезный посыл российского лидера - в России должны жить не просто люди, а граждане, ответственные и осознающие свою ответственность.
Именно с этим, по мнению политологов, связаны и те "сигналы", которые Медведев гражданскому обществу направляет и в своих публичных выступлениях, и своими беседами с журналистами, в частности, недавним интервью оппозиционной "Новой газете", и создавая видеоблог и он-лайн дневник в "Живом журнале" (ЖЖ).
Кроме того, в середине апреля 2009 года Медведев лично встречался с представителями этого общества в рамках заседания президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, на котором выслушал все замечания от правозащитников и членов неправительственных организаций. Под руководством Медведева совет собрался впервые.
По мнению политолога Дмитрия Бадовского, решая проблемы гражданского общества, Медведев готовит почву и для повышения эффективности экономического курса.
"Заявление таких приоритетов в первый год - это не случайно. Процесс избрания Медведева шел на той волне, что стране нужно переходить к модернизации и новой долгосрочной концепции развития. Но вопрос модернизации - не экономический вопрос. На самом деле в основе всего этого должна лежать социальная модернизация и формирование тех сил, рук и идей, которые эту модернизацию могли бы проводить", - считает политолог.
Всем сестрам по серьгам
За минувший год президент Медведев инициировал также ряд политических преобразований, реализация которых призвана не только укрепить систему, но и ослабить "удавку на шее" тех партий, которым "не посчастливилось" отнести себя к партии власти.
Предложив и проведя через парламент изменения в Конституцию РФ об увеличении сроков полномочий президента и Госдумы до шести и пяти лет соответственно, Медведев инициировал и отмену избирательного залога на выборах, сокращение минимального числа подписей для выдвижения списков кандидатов на думских выборах, поэтапное снижение минимальной численности членов политических партий и обязательную ротацию партийного руководства.
Президент также предложил предоставлять по результатам выборов один-два мандата в Госдуме тем партиям, которые набрали от 5% до 7% голосов, и внес законопроект о гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными теле- и радиоканалами.
Направленные на демократизацию политической системы меры должны были прийтись по вкусу всем - и уставшему от засилья "Единой России" обществу, и оппозиционным партиям, и самим единороссам, у которых теперь появляется стимул не просто соглашаться во всем с президентом, но и развиваться, ведя диалог с конкурентами.
Однако, по мнению замгендиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко, пока шаги Медведева, направленные на либерализацию общества, минимальны и очень осторожны.
Из этого вытекает и реакция партий на преобразования. В целом, никто из них не может обвинить президента в невнимании к их проблемам, но большинство отмечает недостаточность мер и нечеткость механизмов их реализации.
"Ни мыслями, ни выступлениями делу не поможешь, а действенных шагов мы не видели. Не видим их и до сих пор", - заявил РИА Новости первый зампредседателя ЦК КПРФ и руководитель думской фракции коммунистов Иван Мельников.
Мельников признает, что основные направления работы, заявленные президентом, "важные, хоть ряд и не полон". "Вопрос заключается в другом: кем и как это все будет реализовываться. Пока на примере закона о равном доступе к СМИ, который как идею президент озвучил в послании, мы видим, как из хорошего замысла может получиться очередной конъюнктурный инструмент. Ведь партия власти сделала закон "под себя", - считает он.
Эффективность действий президента, на его взгляд, может быть только тогда, когда все силы будут иметь "не еле осязаемые, а реальные условия для поиска компромисса".
Отчасти согласен с ним и Леонид Гозман, сопредседатель партии "Правое дело". Она появилась на свет именно в первый президентский год Медведева на базе самораспустившихся "Союза правых сил", Демпартии и "Гражданской силы" и никогда не скрывала, что инициатором нового "правого" политического проекта был Кремль.
Гозман считает, что сложившаяся в России политическая система "очевидно не адекватна выборам сегодняшнего дня", она не обеспечивает конкурентоспособность России и возможности эффективного выхода из кризиса.
"Очевидно, что необходимы политические изменения в стране. Я вижу очень символические действия - это и первое интервью печатному изданию "Новой газете", встреча с правозащитниками, освобождение Бахминой (экс-юриста "ЮКОСа" Светланы Бахминой). Такой выбор приоритетов, я надеюсь, связан с тем, что президент в этом направлении пытается двигаться", - добавил он.
Либерал-демократы считают, что все благие начинания президента упираются в стену бюрократии.
"К сожалению, за тот период, что Медведев находится на посту главы государства, ни одна из провозглашенных им идей о демократизации общества и о развитии политической системы, не получила окончательного претворения в жизнь. Но надо учитывать, что у нас в стране очень сложный бюрократично-чиновничий аппарат", - сказал РИА Новости руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев.
"Президент декларирует вещи, которые нам нравятся, которые мы поддерживаем, но руками депутатов от "Единой России" все его предложения превращаются в то, что нам не нравится", - добавил он.
Никаких претензий к президенту не имеют только "Единая Россия" и эсеры.
"Наша страна имеет достаточно зрелую политическую систему и готова ко всем предложенным президентом изменениям", - сказал РИА Новости первый замруководителя фракции единороссов Владимир Пехтин.
Руководитель фракции "Справедливая Россия" Николай Левичев также уверен, что приоритеты и инициативы президента последовательны и направлены на достижение основной цели - поставить Россию в ряд цивилизованных демократических государств.
"Действия главы государства, в которых ясно просматривается сильная демократическая компонента, я считаю абсолютно прозрачным сигналом - возврата в прошлое с монополией одной партии и имитацией единомыслия не будет. В том же контексте, как мне кажется, следует рассматривать и другие инициативы, связанные с развитием судебной системы и борьбой с коррупцией", - заявил Левичев РИА Новости.
Перспективу оценили положительно
Основным вопросом по итогам первого года Медведева у власти остается даже не то, сможет ли он справиться с последствиями мирового финансового кризиса или решить такие внешнеполитические задачи, как устранение разногласий с США по поводу размещения элементов американской ПРО в Европе и отстаивание позиций России относительно статуса Южной Осетии. Ожидания общества связаны с тем, продолжит ли Медведев начатые внутри страны либеральные преобразования.
"Медведев достаточно консервативен, его главная задача - дать обществу хорошие законы и удостовериться, что они правильно исполняются, и в этом смысле он отнюдь не революционер, а охранитель системы и мягкий реформатор", - считает замгендиректора Центра политических технологий Бориса Макаренко.
Отсюда и уверенность экспертов и политиков в том, что медленно, но последовательно Медведев будет выполнять все обещания, тем более что свои силы для этого у него уже появляются.
"Медведеву, как мне кажется, удалось очень важное - сохранить надежду на то, что все-таки страна будет развиваться в более таком либеральном, демократическом направлении", - считает Гозман.
Оптимистичны и эсеры. По мнению Левичева, президент делает шаги в правильном направлении, "понимая важность для страны своей исторической миссии".
"На каком-то самом начальном этапе было видно, что инстинктивно Медведев подражает манере своего предшественника. Но теперь он уже вошел в свою роль, отрабатывает свой стиль - это было видно и на G20, и когда он опробовал роль верховного главнокомандующего на войне. Видно, что ему там (в роли президента) комфортно и он поймал свой драйв", - считает гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.