Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Ровно 30 лет назад, 4 мая 1979 года, Маргарет Тэтчер стала первой в истории женщиной премьер-министром Британии. А в 2007 году - первым в истории живым британским премьером, которому у здания парламента установлен памятник. Как раз напротив памятника Уинстону Черчиллю. Правда, последний удостоился его только после смерти.
В баронессе Тэтчер сегодня уже не осталось «железа», она с трудом двигается, и, увы, как сообщила недавно ее дочь Кэрол, страдает от прогрессирующей дементии - тяжелой болезни, затрагивающей умственную деятельность и память. С 2008 года она очень редко появлялась на людях. Возраст есть возраст, 83 года.
Судить о вкладе Тэтчер в мировую политику, о ее эпохе, а это почти 15 последних лет прошлого века, очень и очень трудно. Сама ее личность до предела поляризует все споры о плохом и хорошем, что она сделала: к Тэтчер никто не относился ровно, ее или любили, или убежденно ненавидели. И при этом оба лагеря признавали, что Мэгги - великий политик, сильная женщина, человек твердой воли и убеждений. Впрочем, без этих качеств она и не смогла бы стать первой женщиной премьер-министром в таком мужском бастионе, каким всегда была британская политическая жизнь. Да еще продержаться на этом посту три срока - почти 11 с половиной лет - с мая 1979 по ноябрь 1990 года.
Вообще, по самому факту, вернее, по дню рождения Маргарет Хильде Робертс должно было сильно не везти в жизни - она появилась на свет 13 октября 1925 года. Какое уж тут везение... Дочь бакалейщика из небольшого городка Грэнтэм в
графстве Линкольншир. Родители не сильно богатые и не бедные, а, как говорят англичане, «адекватно состоятельные». Здесь же училась в школе, потом поступила в один из колледжей Оксфорда (кстати, на государственную стипендию) и получила диплом химика. Уже в Оксфорде начала заниматься политикой, став казначеем Консервативной ассоциации университета.
Чтобы зарабатывать на жизнь, пошла в одну из лондонских кондитерских компаний, где занималась... не поверите, проверкой состава наполнителей для тортов и мороженого.
Первая попытка пройти в парламент в 1950 году окончилась полным провалом. Все круто начало меняться, когда Мэгги в 1951 году вышла замуж за Денниса Тэтчера, владельца средней руки компании по производству красок и химических препаратов. Тогда она начала, наконец, готовиться на адвоката (главная мечта жизни) и с блеском сдала экзамены в 1953 году. А адвокатское сообщество, заметим, всегда и во всех странах ближе всего стояло к политике - такая уж профессия. В том же году у четы родились близнецы - Кэрол и Марк.
В 1959 году, в 32 года, Маргарет наконец смогла пройти в Палату общин от столичного округа Финчли, который и представляла бессменно вплоть до ноября 1992 года. У консерваторов молодая Мэгги не пользовалась особой славой: способная, целеустремленная, но не более. А может, ей просто не давали развернуться. Да и как можно было развернуться на посту замминистра по делам пенсий.
В 1970 году тори вернулись к власти, и тогдашний премьер Эдвард Хит назначил ее министром образования. Тогда казалось, что Мэгги достигла пика своей карьеры. Всем, но не ей. Уже позже, в своих мемуарах, она скажет: «Люди думают, что на вершине не так много места. Они думают о верхах, как об Эвересте. Хочу сказать, что там, на вершине, уйма свободного места... Надо только взбираться по лестнице пролет за пролетом». И она взбиралась. Не особо при этом разбираясь в том, понравится ли она кому-то или нет.
Уже на этом министерском посту Маргарет умудрилась поссориться чуть не со всей родительской Англией, когда добилась отмены раздачи бесплатного молока для учащихся старших классов начальных школ (надо было экономить на госрасходах). Ее тут же окрестили «Тэтчер - похитительница молока». Но заметили и запомнили.
Кабинет Хита пал в 1974 году. Тогда на выборах победили лейбористы. Еще год Хит оставался лидером партии. Но в ее рядах, особенно среди истых рыночников и сторонников резать все государственные статьи расходов, зрело недовольство лидером, который, как они считали, предал интересы рыночных свобод. И в 1975-м Мэгги невероятно повезло. Хит решил уйти с поста лидера, его главный оппонент за пару дней до голосования снял свою кандидатуру, и Маргарет решилась на смелый шаг - предложить себя. Когда она сообщила об этом Хиту, последний даже не взглянул на нее: «Вы проиграете. Желаю хорошо провести остаток дня». Ее избрали большинством голосов. И с тех пор Маргарет, как бульдозер, пошла вперед.
Известно, что выдающиеся личности всегда обрастают множеством мифов. О Мэгги создано их превеликое множество. Первый - это то, что она обладала блистательным чувством юмора и острым языком. Да ничего подобного! В сравнении с нашей Думой это, может, и так. Но для Британии, политики которой всегда отличались отменным красноречием, она, по крайней мере на первых этапах лидерства оппозицией и премьерства, выделялась косноязычием. Тон ее выступлений был назидательно-менторским, словно у классного руководителя. Фразы она растягивала, говорила медленно. Ей даже пришлось нанимать специального преподавателя по риторике. Но это - вначале. Опыт - великая вещь. Маргарет училась и научилась эффективно отбивать все парламентские наскоки.
В 1979 году Тэтчер стала премьером. И начала расчищать вокруг себя пространство, проявляя поистине абразивные черты своего характера. Из кабинета полетели все, кого она презрительно именовала «мокрецами», те, кто не соглашался с ее рецептами излечения британской экономики. А это - жесткие ограничения госрасходов, затрат на социальные нужды, это устранение госконтроля в экономике, приватизация. Дочь бакалейщика буквально вымела из кабинета всю эту «традиционную консервативную аристократию», выпускников престижных частных колледжей. «Я могу быть очень терпеливой, -- говаривала Железная леди, - при условии, что в конце концов все будет по-моему».
Кстати сказать, прозвищу Железная леди она обязана нашей «Красной звезде»". Получила его в 1976 году. К тому времени Тэтчер уже прославилась как «антикоммунистический громовержец». Сама Маргарет этому прозвищу была только рада: «Вот я стою здесь перед вами в моем зеленом вечернем платье, с легкой косметикой на лице, со светлыми, чуть вьющимися волосами. Ну чем не Железная леди Западного мира!?», -- провозгласила она однажды на банкете в Лондоне. Всем понравилось.
Вообще ее как только не величали. И плутониевой блондинкой (за твердое отстаивание права Британии на ядерное оружие и размещение там американских крылатых ракет) и Аттилой-наседкой (в противовес Аттиле-гунну), чтобы подчеркнуть, что под женским естеством скрывается безжалостный мужской характер. Последнюю кличку она парировала фразой: «Может, петухи и кукарекают, но именно наседки несут яйца!» Но элегантней всего прошелся по адресу Маргарет бывший президент Франции Франсуа Миттеран: «У нее губы Мэрилин Монро и глаза Калигулы». Ох уж, эти французы!
Усилия Тэтчер в экономике в Британии особо заметных результатов довольно долго не давали. Хотя, надо сказать, заложенная ею основа привела к возрождению экономики позднее. Но к 1982 году Мэгги сильно не любили почти все. И тут на нее, как манна, упала агрессия Аргентины и Фолклендская война. Еще одно везение. Британия тогда с триумфом выиграла войну, а нация, как часто бывает во время войны, забыла об огрехах Маргарет.
У Тэтчер есть еще одна историческая заслуга: она первой из западных лидеров «открыла» Горбачева, встретившись с ним в Лондоне еще в 1984 году, до того как последний был избран генсеком. Оба понравились друг другу. А вот Европу Мэгги недолюбливала. Впрочем, Европейский союз отвечал ей тем же. Она и ушла-то с премьерства в 1990-м году по причине недовольства интеграцией в ЕС, поскольку очень уж истово любила свой туманный остров. Еще позже, в 1992 году, Маргарет Тэтчер была удостоена пожизненного пэрства с присвоением титула баронесса Тэтчер Кестивенская.
В общем, можно любить или не любить Маргарет Тэтчер, но в том, что она оставила большой след в мировой истории, никто не сомневается. Сильная личность и великая женщина.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции