Рейтинг@Mail.ru
Наумов: государство вложит средства в обновление главного актива - РИА Новости, 30.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Наумов: государство вложит средства в обновление главного актива

Читать ria.ru в
О новой программе "Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности", ее участниках и ожидаемом эффекте от ее реализации в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.

Министерство промышленности и торговли РФ разработало ведомственную целевую программу «Повышение эффективности отраслевых систем подготовки кадров и повышения квалификации руководящих сотрудников и специалистов в высокотехнологичных секторах промышленности». О новой программе, ее участниках, об ожидаемых экономических и образовательных эффектах от реализации этой программы рассказал в эксклюзивном интервью РИА Новости статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов. Беседовал специальный корреспондент РИА Новости Алексей Песляк.

- Эта программа появилась по инициативе Союза машиностроителей. В феврале прошлого года в Ижевске собрались представители высокотехнологичных секторов российской промышленности, на этом же заседании присутствовал президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев, который в то время был первым заместителем председателя правительства РФ. Тогда нам было дано поручение проанализировать существующие системы подготовки и переподготовки специалистов и предложить какой-то свой вариант.

Мы с того момента совместно с коллегами из Министерства образования и науки, из Министерства экономического развития, из Министерства финансов разрабатывали новый управленческий документ. В Минпромторге специальных ведомственных целевых программ для этого не было, были только федеральные целевые программы.

И несмотря на достаточно ограниченный объем финансирования на реализацию этой программы (более 28 миллионов рублей), мы сумели определить несколько ключевых направлений для нашего промышленного комплекса - в первую очередь, в сфере подготовки кадров. Мы должны были решить проблему кадров в соответствии с запросами руководства новых структур, таких как «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), предприятия холдинга «Оборонпром» («Вертолеты России» и «Объединенная двигателестроительная корпорация»). В рамках ОАК это, в первую очередь, «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Такой круг участников у нас вырисовывается.

- Какие вузы будут привлекаться для участия в реализации новой ведомственной целевой программы?

- Мы в сотрудничестве с коллегами из Министерства образования и науки собираемся активно привлекать к реализации новой ведомственной целевой программы наши высшие учебные заведения, в первую очередь технические вузы. Это, в частности, Казанский государственный технический университет, Балтийский технический университет «Военмех» в Санкт-Петербурге, МАИ, МИФИ, МФТИ, МГТУ имени Баумана. Мы также активно сотрудничаем с вузами, связанными с Росатомом и Роскосмосом. В рамках ведомственной целевой программы мы анализируем эффективные методики аттестации существующего комсостава промышленности и, соответственно, для того, чтобы вынести некую оценку, соответствует ли человек занимаемой или предполагаемой должности в системе производства или нет, необходимо разработать методики аттестации. Желательно, чтобы это было сделано с учетом той контркризисной атмосферы, в которой сегодня работают и органы управления, или вышеупомянутые корпорации, или ОАО с госучастием.

- Вы сказали, что активно сотрудничаете с Росатомом и Роскосмосом в рамках реализации новой программы. Как осуществляется это взаимодействие?

- Во-первых, вузы, которые я уже называл, в частности, МИФИ, МГТУ имени Баумана, готовят специалистов и для космической и атомной промышленности, и для нас поэтому имеет смысл уже сейчас вырабатывать совместные подходы к переходу на магистратуру и бакалавриат. Это тема, которая активно обсуждалась, соответствующие решения приняты. По ряду позиций мы, тем не менее, настаиваем на сохранении так называемого «специалитета», то есть пятилетнего цикла подготовки специалистов. Здесь надо сразу же с коллегами из этих двух секторов - атомного и космического - договариваться, какими должны быть образовательные стандарт. Хотелось бы отметить, что к наиболее востребованным специальностям относятся специальности в сфере: ракетостроения, самолето- и вертолетостроения, авиационных двигателей и так далее.

- В течение какого срока будут готовить специалистов?

- В основном, в течение шести лет: четыре года на бакалавра и два года в магистратуре. Количество специальностей сейчас меняется. При обучении на бакалавра трудно предугадать заранее за абитуриента, что он для себя будет через четыре года представлять в качестве дальнейшей карьеры, а что ему сможет предложить наша высокотехнологичная промышленность. Поэтому мы в этом смысле солидарны с коллегами из Минобрнауки, что низкий уровень удовлетворения со стороны директоров предприятий теми молодыми специалистами, которые приходят после вузов, во многом есть следствие того, что как бы вы ни старались ориентировать человека, он все-таки принимает решение не только под воздействием тех дисциплин, которые он слушает в течение первых трех-четырех лет. Ему надо дать больше свободы при специализации еще тогда, когда он учится на бакалавра.

Также на первый план выходит задача формирования системы непрерывного образования, обучение в течение всей «профессиональной жизни». Тем более что согласно Концепции 2020 необходимо создать условия для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно (к 2020 году).

- Помимо бюджетных средств, которые выделены на реализацию новой программы, какие-то еще средства будут привлекаться?

- Сейчас российский бюджет стал бюджетом развития. Раньше на реализацию всех федеральных целевых программ было предусмотрено 70% бюджетных средств и 30% внебюджетных средств соответственно. Последние формировались, в частности, из прибыли предприятий, кредитов, которые предприятия брали, потому что они видели, что на каждый рубль бюджетного финансирования они могут получить еще какой-то мультипликативный эффект.

В новой ведомственной целевой программе мы вообще целиком рассчитываем на собственные силы, поскольку за 28 миллионов можно выработать шесть методик на шести пилотных бизнес-единицах. А дальше уже предложить это в качестве материала для трансляции в другие отрасли с помощью тех же самых федеральных целевых программ и за средства, которые государство будет вкладывать в обновление своего главного актива - человеческого капитала.

- Как будет определяться срок обучения специалистов в рамках новой программы?

- У нас же все делается на базе конкурсных процедур, поэтому мы сейчас ждем предложений со стороны соответствующих учреждений, которые могут осуществлять такую деятельность. Это могут быть корпоративные университеты самих компаний, это могут быть вузы, еще какие-нибудь специфические участники, например, тренинговые компании, рекрутинговые агентства. Мы специально тоже вовлекаем их в оборот, поскольку понимаем, что они за предыдущие несколько лет тоже по-своему освоились в рынке и чувствуют иногда необходимость в наборе компетенции, и время для получения той или иной компетенции не хуже, чем это делают наши коллеги из вузов. Главное - это, с моей точки зрения, развитие таких форм, как корпоративный университет. Или в каких-то случаях это может быть даже корпоративный техникум.

В целом нам надо миллион специалистов. Нам нужны специалисты нового типа, с новыми компетенциями. Они необходимы для дальнейшего развития инвестиционных проектов. Там требуются специалисты, которые будут владеть современными IT-технологиями, навыками промышленного дизайна, которые будут понимать, что такое глобальный промышленный маркетинг, будут уметь продавать свою продукцию.

Могут быть разные модели обучения. Например, можно четыре года учить какие-то базовые экономические дисциплины, после чего на два года пойти в магистратуру и уже большую часть времени проводить на том или ином высокотехнологичном предприятии. Можно наоборот: пойти в базовый технический вуз на четыре года и изучать технические и инженерные дисциплины, чтобы потом в течение двух лет, необязательно в этом же учебном заведении, изучать специальные экономические дисциплины.

- Подготовку и переподготовку смогут проходить как специалисты, уже закончившие вуз, так и абитуриенты?

- Я думаю, что эта ведомственная целевая программа ориентирована на действующих топ-менеджеров создаваемых интегрированных структур. Например, если говорить об Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), то речь идет о консолидации наиболее перспективных производств, конструкторских бюро в рамках существовавшей в прошлые годы двигателестроительной отрасли. Соответственно, у новой корпорации есть прорывные проекты как в области двигателестроения, как для самолетов, так и для вертолетов, а возможно и для топливно-энергетического комплекса.

Вот под эти проекты корпорация сейчас формирует команду менеджеров и инженеров, которая и будет, в первую очередь, ядром процесса повышения квалификации без отрыва от производства. Эти менеджеры с высшим образованием, но они не просто для себя будут получать знания, в частности, в рамках деловых игр, тренингов, но будут еще и нарабатывать некий рабочий материал для системы профессионального образования, то есть они будут фиксировать в ходе этих тренинговых процедур, чего не хватает не только им, но и их командам.

Сейчас не готовят отдельных специалистов и отдельных руководителей, это вчерашний день. Сегодня готовят управленческие команды под прорывные проекты. И в этом отличие нашей ведомственной целевой программы от многих других систем, которые сегодня более или менее успешно работают.

- Кто будет проводить конкурсы в рамках новой программы?

- Коллеги из Минобрнауки доверили это нам, то есть конкурсы будет проводить Минпромторг. Думаю, мы проведем конкурсы в течение этого лета.

- Когда начнется сама программа?

- Программа годовая и будет реализовываться в течение 2009 года. Я думаю, что к середине этого лета она будет идти в самом разгаре.

К концу этого года мы должны будем получить шесть рекомендаций от исполнителей этой программы (вузов, корпоративных университетов, предприятий высокотехнологичного сектора промышленности). По итогам можно будет ответить на вопрос, кто сегодня из достаточно большой массы специалистов, занятых в промышленном производстве, в наибольшей степени будет иметь шансы занять новые рабочие места в новых проектах.

- Что будет после получения Минпромторгом этих шести отчетов?

- Дальше обычная процедура – мы «раскидаем» эти рекомендации по предприятиям. Специалисты, которые пройдут подготовку в рамках программы, будут уже востребованы нами как некие консультанты в 2010 году. Мы рассчитываем на то, что они в этой роли освоятся уже для других проектов и предприятий. Мы посмотрим проекты, где нужно уже переподготавливать кадры, таких проектов 70, а должно быть 700, поэтому наша задача в рамках мероприятий федеральных целевых программ, координатором и заказчиком которых является Минпромторг, не нарушая структуры действующих ФЦП, не останавливая мероприятий в рамках этих ФЦП, связанных с новыми технологическими решениями, спокойно внедрить туда механизмы переподготовки кадров уже для нового объема проектов.

- Станислав Александрович, Вы сказали, что сейчас необходим миллион специалистов. А сколько человек реально в рамках новой программы смогут пройти подготовку и переподготовку?

- Я думаю, что здесь не надо себя самоограничивать, надо просто как в хорошие времена, как в те же самые 20-е годы прошлого века, целенаправленно этим заняться. У нас сегодня в обрабатывающих отраслях промышленности занято порядка 11 миллионов человек. В рамках существующих отраслевых стратегий, которые у нас есть, нам еще нужно порядка семи миллионов рабочих мест на рубеже 2012 года. Это рабочие места от обслуживающих специальностей до руководящих мест. В рамках этих семи миллионов нам нужно, чтобы у нас была качественная прослойка инженеров. Сегодня на многих предприятиях производство автоматизировано и человеческой рабочей инженерной силы мало.

Мы понимаем, что надо повышать производительность труда, экономическую эффективность и мы считаем, что не должно быть сомнений по поводу вложений в такую переподготовку.

- Какие основные экономические и образовательные эффекты ожидаются от реализации программы?

- Один из основных экономических эффектов состоит в том, что повысится конкурентоспособность, в первую очередь, самого человека, который пройдет такую переподготовку. Он сможет себя применить там, где будет в большей степени востребована его квалификация. Это означает, что уровень его доходов, вопреки любого рода кризисным явлениям и последствиям, не должен сократиться. Он должен быть на том уровне, который позволяет человеку содержать свою семью.

Это очень важно, поскольку очень многие новые проекты связаны с развитием регионов России, в том числе Восточной Сибири, Дальнего Востока. Поэтому мы понимаем, что если мы переподготовим специалиста, который сегодня живет, например, в одном из городов Центрального федерального округа, то он сможет выйти на всероссийскую биржу труда (а само понятие биржи труда уже будет носить не менее манящий оттенок, чем фондовая биржа) и предложить себя, свою квалификацию в одном из новых проектов в промышленности.

Будут отработаны механизмы привлечения молодежи в высокотехнологичные сектора промышленности. К сведению, средний возраст работников ОПК составляет - 47,7 лет (в судостроительной промышленности - 50,1 года, промышленности боеприпасов - 54 года), подведомственных Роскосмосу предприятиях - 46,2 года, ранее подведомственных Росатому - 48,1 лет. При этом средний возраст работников НИИ и КБ по оборонным отраслям промышленности составляет от 50 до 56 лет. Доля молодых работников наиболее продуктивного возраста (до 35 лет) даже на градообразующих предприятиях, находящихся в более благоприятных условиях, не превышает социологического порога в 25%, необходимого для передачи опыта и знаний старшего поколения работников.

Еще один результат действия новой программы - за счет этого должна обновиться наша образовательная система.

- А в целом для страны - что даст новая программа?

- Хорошую, нормальную боевую передышку. Сейчас одна из проблем, связанных с управлением – это отсутствие четкости в конкретных направлениях. Ясно, что структура промышленности, которая была до кризиса, по всем отраслям вряд ли будет представлена тем же количеством рабочих мест. Поэтом когда мы сейчас даем людям возможность учиться, мы не даем им возможность впадать в пессимизм по поводу того, что предыдущий промышленный цикл закончился, а каким будет новый промышленный цикл, мы с Вами увидим с ближайшие годы.

- После подведения итогов этой программы, какие-то похожие программы будут реализовываться?

- Мы сейчас разрабатываем по поручению правительства РФ вторую ведомственную целевую программу, которая будет посвящена развитию малого и среднего бизнеса в промышленности. Если первая программа – это своего рода корпоративная политика, где очень большие корпорации являются интересантами, то вторая ведомственная целевая программа дает ответ на вопрос, что такое малый и средний бизнес в промышленности.

Большая часть наших отраслевых стратегий разрабатывалось, исходя из концепции национальных регионов, когда мы говорили, что надо консолидировать промышленный капитал для того, чтобы создать тот самый ресурс для инвестиционных проектов. Мы это сделали. Теперь надо понимать, что у нас существует еще огромный класс компаний, которые фактически появились с нуля, инициаторами их создания стали толковые люди, которые нашли свою нишу и выдержали жесткую конкурентную борьбу с теми же самыми китайскими производителями в соответствующих сегментах товаров. Такого рода проектам надо теперь дополнительно дать зеленый свет.

Большая иллюзия, что малому и среднему бизнесу можно научиться самому и самому потом существовать некоем идеальном пространстве свободного предпринимательства. Наша задача создать в рамках российских городов новую инфраструктуру за счет того, что высвобождающиеся площади на промпредприятиях не бросать, а делать модернизированные промплощадки, промпарки для того, чтобы малый и средний бизнес развивался не в сфере «пошел-купил-продал», а в сфере инноваторства и изобретения, уточнения существующих технологических решений в экспериментальном ключе.

Ведомственную целевую программу по развитию малого и среднего бизнеса в промышленности мы будем делать, ориентируя ее на конкретные отрасли, например на производство детских товаров – очень важная и перспективная тема. Или, например, часовая промышленность, или промышленность, которая будет разрабатывать и поставлять оборудование для нашей агропромышленной и пищевой сферы. Есть такие сегменты, которые хорошо вписываются в современную городскую жизнь и позволяют создавать феномен муниципальной экономики. Такого феномена у нас до сих пор не было, поскольку был ЖКХ и собесы, а сферы услуг или местной промышленности не было. Это надо развивать и подталкивать сюда малый и средний бизнес.

- Когда эта программа может быть запущена и реализована?

- Мы не имеем права затягивать, и я думаю, что мы будем эту программу запускать параллельно с запуском программы переподготовки кадров, то есть в этом году.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала