Рейтинг@Mail.ru
Умерла "бэби" Большого Театра - РИА Новости, 28.04.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Умерла "бэби" Большого Театра

Читать ria.ru в
Дзен
Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами выражало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле "Чаплиниана".

Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.

Сегодня ночью на 71-м году жизни скоропостижно скончалась народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра Екатерина Максимова.

Шок. В это трудно поверить. Какие 70 лет?!

«Я потрясена, сердце рвется на части, это невосполнимая потеря", - выразила общее настроение известная балерина Илзе Лиепа. 

"Я не была ни ее ученицей, ни ее близким другом, но я бесконечно любила эту блистательную балерину и этот блистательный дуэт с Владимиром Васильевым с самого детства", - призналась балерина.

Действительно, вместе со своим мужем и постоянным сценическим партнером на протяжении около пятидесяти лет они производили впечатление очень гармоничной, вечно юной пары - хрупкая и изящная Максимова и сильный, атлетичный, уверенный в себе Владимир Васильев.

Неслучайно, Парижская Академия танца присвоила им титул «Лучший дуэт мира».

Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Отец был  инженером, мать - журналистом, редактором издательства.

Балерина вспоминала, что была «всю жизнь под крылышком» у  любящей матери, а самое яркое детское воспоминание – военное: «Лепешки, которые мама пекла из картофельной кожуры. С торчащими уголочками, обсыпанные сухой гущей от желудевого кофе. Такая вкуснятина была! Сейчас, бывает, маму попрошу: «Сделай те лепешки». Она отказывается: «Пусть вкусные воспоминания останутся…»

Максимова очень рано стала знаменитой. Еще будучи ученицей 2-го класса Московского хореографического училища, она столь ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере «Морозко», шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков, ее игру даже отмечали в рецензиях на премьеру, а старейшина московского балета В.Д. Тихомиров предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав.

В 7-м классе она исполнила миниатюру Варковицкого «Соловей» на музыку Алябьева, а известный балетмейстер Касьян Голейзовский даже поставил для нее «Романс» на музыку Рахманинова. Именно там, кстати, юная Катя познакомилась со своими будущим мужем, когда оба пришли 1 сентября 1949-го года в один и тот же класс хореографического училища Большого театра.

Во многом залогом ее славы стало жившее в Максимовой чувство преемственности поколений. Ее педагогом в училище была знаменитая прима Императорского театра Елизавета Павловна Гердт, чей отец был первый танцовщик великого балетмейстера Мариуса Петипа. Свой богатый опыт ей передала и прославленная балерина Галина Уланова. В свою очередь, Максимова передала свой опыт ученицам - Светлане Лунькиной и Анне Антоничевой.

В 1958 году она пришла в Большой театр и проработала в нем до 1988 года. В ее репертуаре - все крупнейшие роли классических балетов: Жизель (одноименный балет Адана), Китри ("Дон Кихот" Минкуса), Одетта-Одилия ("Лебединое озеро" Чайковского), Аврора (его же "Спящая красавица"), Балерина ("Петрушка" Стравинского) и других.

Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, необычайно артистичная, Максимова доказала, что ее возможности безграничны — она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии. В частности, в ее творческом «багаже» были: Жанна ("Пламя Парижа" Асафьева), Золушка (одноименный балет Прокофьева), Джульетта (его же "Ромео и Джульетта"), Катерина (его же "Каменный цветок") и многие другие.

Необычайно выразительное лицо Максимовой с большими глазами выражало самые тонкие нюансы при исполнении комедийных, лирических и драматических ролей. Кроме того, ей блестяще удавались не только женские, но и мужские партии, как, например, в балетном спектакле «Чаплиниана».

Первой большой работой Максимовой стала партия Маши в балете П.Чайковского «Щелкунчик», которую она станцевала в 1957 году, еще, когда училась в хореографическом училище. Позже она стала первой исполнительницей целого ряда партий, подготовленных ведущим балетмейстером театра Юрием Григоровичем: Маши в «Щелкунчике» (1966), Фригии в «Спартаке» (1968), Авроры в «Спящей красавице» (1973).

Сама Максимова считала, что ее творческая жизнь, как актрисы и балерины, началась именно с Григоровича, который занимал ее в своих спектаклях в ведущих партиях в 1960-70 годах. К сожалению, жизнь вскоре развела двух ярких художников, которые могли бы сделать еще немало совместных работ.

Обладая особой восприимчивостью ко всему новому, творчески необычному, Максимова не могла жаловаться на «безработицу». Она исполнила ведущие партии в балетах "Каменный цветок", "Шопениана",  "Дон-Кихот", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Анюта" и многих других.

Она работала с крупнейшими хореографами мира в спектаклях "Балета XX века" Мориса Бежара, Марсельского балета, Неапольского театра Сан-Карло, Английского Национального балета и других. Заложенная в ней пластическая свобода позволяла ей легко выполнять требования режиссеров.

Отдельно можно выделить ее многолетнее сотворчество вместе с мужем. Максимова танцевала в спектаклях, поставленных Васильевым в Большом театре и за его пределами: «Икар» (1976); «Анюта» (1986); «Золушка» (1991) и др. Максимова и Васильев с одной стороны понимали друг друга с полу-взгляда, с другой — относились к себе более требовательно, добиваясь совершенства. Помимо Васильева, Максимова танцевала с такими выдающимися балерунами, как Лиепа, Фадеечев, Лавровский, Богатырев.

Многие специалисты полагают, что Максимова создала свою трактовку классического адажио. Она была наделена способностью, подчиняясь партнеру, вместе с тем сохранять и свой собственный неповторимый «голос». Поклонники балета помнят и ее стремительно-четкое вращение. Даже в таких традиционных партиях, как Китри в балете «Дон-Кихот» А.Минкуса, она выглядела совершенно неповторимо.

Кроме сцены она блеснула талантом и в кино, доказав, что она еще и характерная актриса, снявшись на телевидении в фильмах "Галатея", "Старое танго", «Анюта», «Чаплиниада», "Все начиналось с фуэте", «Дуэт», «Катя и Володя».

Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день ее 60-летия, в минибалете Кларк ("Сады Вилландри" на музыку Шуберта).

В последние годы она являлась профессором кафедры хореографии Российской Академии Театрального искусства, педагогом театра "Кремлевский балет", а также, педагогом-репетитором Большого театра.

Свой 70-летний юбилей одна из самых прославленных балерин России широко отпраздновала 1 февраля в атриуме Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Как рассказала руководитель Государственного академического театра классического балета (на сцене которого танцевала Максимова) Наталья Касаткина, «мы потеряли своего очень большого друга. Мы ее любили, это был наш дорогой ребенок. И в Большом ее раньше называли "Бэби" Большого".

Екатерина Максимова - лауреат премии Ленинского комсомола 1972 года, лауреат Государственной премии СССР 1981, лауреат Международной премии "Академии Симба" (Италия, 1984), лауреат Государственной премии РСФСР 1984 года в области киноискусств.

Была награждена самыми разными наградами, в том числе и орденом орденом "За заслуги перед Отечеством" III  и IV степеней.. Удостоена почетной награды Бразилии - ордена Рио Бранко (2004). Была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала