Наргиз Асадова, обозреватель РИА Новости.
Америка – родина автомобиля. Автомобильная промышленность сделала эту страну такой, какой мы ее знаем. Доступные автомобили и тысячи километров хай-вэев сделали возможным быстрый экономический рост в США. Однако, сегодня ведущие производители автомобилей в США – Форд, Дженерал Моторс и Крайслер – находятся на грани банкротства. Все большую долю автомобильного рынка в Северной Америке забирают производители из Японии и Европы. Будут ли через 10 лет по хай-вэям США ездить американские автомобили, во многом зависит от администрации Барака Обамы.
«Большая тройка» под угрозой банкротства
- Я никогда в своей жизни еще не видела такой ситуации в своем штате, - признается конгрессвумен Кандис Миллс, представляющая десятый округ штата Мичиган. Уровень безработицы в штате достиг 12,6% в марте 2009, а в автомобильной столице Америки Детройте каждый пятый потерял работу. Молодые люди покидают Мичиган в поисках работы и лучшей жизни. Некогда благополучные промышленные города пустеют, дома потерявших работу и обанкротившихся представителей среднего класса США уходят с молотка за неуплату по кредитам.
Причина столь печального положения на родине американского автомобиля заключается в том, что три автомобильных гиганта США – Дженерал Моторс, Крайслер и Форд – находятся на грани банкротства. Финансовые проблемы «Большой тройки» сказываются не только на рабочих автомобильных заводов, и не только в штате Мичиган.
- Все эти увольнения очень отразились на жизни города, - сетует 25-летний житель Уилмингтона (штат Делавер) Сет Александр. - Ведь рабочие и офисные служащие Дженерал Моторс, оказавшись без работы, теперь конкурируют со всеми остальными. А эти ребята довольно квалифицированные рабочие.
Завод Дженерал Моторс в Уилмингтоне за последние два года вдвое сократил количество рабочих мест (с 3757 до 1882 человек). Еще недавно журналистов с удовольствием приглашали на экскурсии в цеха по сборке автомобилей, однако сейчас руководство отменило пресс-туры на завод, а его рабочие напрочь отказываются комментировать происходящее.
На сегодняшний день задолженность Крайслера банкам и финансовым корпорациям составляет 6,9 млрд долларов, Дженерал Моторс – 60 млрд долларов. Чтобы оплатить счета кредиторов представители «Большой тройки» приступили к сокращению расходов, закрыв несколько заводов и сократив рабочие места. Самый крупный производитель автомобилей в США Дженерал Моторс сократил в 2008 году 18 500 рабочих мест. В августе 2008 Форд сократил 15% рабочей силы, закрыв 14 заводов. Крайслер, который находится в наиболее сложной финансовой ситуации, с 2006 по 2008 год сократил 38% своих сотрудников. И согласно плану реструктуризации, компания намерена сократить еще 3000 из 53 000 рабочих.
Однако, несмотря на все усилия топ-менеджеров автомобильных компаний, они не смогли расплатиться с кредиторами и были вынуждены обратиться за помощью к государству. Администрация Джорджа Буша с одобрения конгресса выделила 17,4 млрд долларов Крайслеру и Дженерал Моторс в декабре 2008 года.
Форд заявил, что на данном этапе справится со своими проблемами за счет собственных ресурсов. Все эти средства пошли на уплату долгов автомобильных компаний, однако не решили их проблемы. Теперь уже администрации Барака Обамы приходится выделять новые кредиты, чтобы удержать от банкротства Дженерал Моторс и Крайслер.
Эта ситуация вызывает бурю негодования в американском обществе. Консервативные комментаторы ежедневно выступают с едкими колонками, призывая администрацию прекратить спасать неэффективные компании за счет налогоплательщиков. Впрочем, это мнение разделяют и многие либерально настроенные граждане США.
- В стране столько проблем. И мне кажется, деньги, которые Обама выделяет автомобильным компаниям, можно было бы потратить на что-то более важное: на образование, на строительство дорог… - говорит чернокожий житель Уилмингтона Сет Александр. - С другой стороны, я бы не хотел, чтоб эти компании обанкротились. Я не могу себе представить Америку без Форда, Крайслера и Дженерал Моторс. Америка должна производить свои автомобили.
На данный момент автомобильные компании пользуются поддержкой демократов на Капитолийском холме. Администрация Барака Обамы обещала сделать все возможное, чтобы удержать от банкротства «Большую тройку».
- Миллионы рабочих мест зависят от этого, жизнь многих городов зависит от этого. И я думаю, что нация, которая изобрела автомобиль, не может так просто это оставить», - заявил Барак Обама.
Отвечая на нападки консерваторов, представительница Мичигана в конгрессе Кэндис Миллер заявила: «За годы своего существования компания Дженерал Моторс выплатила больше пенсий, заплатила за большее количество медицинских страховок и за обучение в колледжах своих сотрудников и членов их семей, чем какая бы то ни было другая компания в мире. Они заслуживают за это какого-то признания».
Почему проигрывают американские автомобили?
Собственно, столь щедрая политика по отношению к своим сотрудникам во многом и стала причиной финансовых неприятностей автомобильных компаний в США.
- Сейчас многие говорят, что американские производители автомобилей проигрывают конкуренцию японцам и европейцам, потому что зарплата на американских заводах в три раза выше, чем на японских и европейских. Но на самом деле это не совсем так, - говорит менеджер дилерского центра Дженерал Моторс Джеймс Урсомарсо.
По словам Джеймса, зарплата на заводах «Большой тройки» процентов на 20% выше, чем у иностранных производителей автомобилей. Но если прибавить к этому те деньги, которые тратят американские компании на армию пенсионеров (пенсионные обязательства Дженерал Моторс составляют 13,5 млрд долларов!), их затраты на медицинские страховки сотрудников и членов их семей, а также оплату обучения в колледжах, то получится, что американский рабочий в среднем получает от своего работодателя 50 долларов в час.
- Рабочие Тойоты или Ниссана должны сами покупать себе медицинскую страховку. У них нет таких мощных профсоюзов, как в американском автопроме, - говорит господин Урсомарсо.
На вопрос, почему же тогда Форд справляется своими силами и платит по кредитам, тогда как Дженерал Моторс и Крайслер просят помощи у государства, Джеймс Урсомарсо ответил: «Просто у Форда в распоряжении есть большее количество живых денег. Они поступили очень умно, заложив в 2006 году все свои активы. В то время банки давали за это хорошие деньги. Дженерал Моторс тоже бы справился со своими долгами, если бы не общий кризис в экономике. Понимаете, ведь раньше в подобной ситуации банки всегда были рады дать новые кредиты такой большой компании. А сегодня они боятся. Знаете, если кризис продлиться еще 9 месяцев, то и у Форда кончатся деньги, и они тоже пойдут за помощью к государству».
Кризис на рынке кредитования повлиял и на возможности американцев покупать автомобили. Теперь банки более тщательно проверяют кредитную историю человека, прежде чем выдать ему ссуду на покупку автомобиля.
Вдобавок ко всему, существенную долю рынка у американского автопрома отняли японские и европейские производители. Если в 1998 году доля «Большой тройки» на автомобильном рынке США и Канады составляла 70%, то сегодня этот показатель не превышает 47%. Довольно долгое время американцы считали, что японские и европейские автомобили качественнее, чем американские. Действительно, в 90-х японские модели занимали более высокие места в рейтингах надежности и качества, чем их американские конкуренты. Однако сегодня специалисты заявляют, что американские заводу значительно улучшили качество выпускаемой продукции. И в 2005 году завод №2 компании Дженерал Моторс в Ошаве занял первое место по качеству выпускаемой продукции среди производителей автомобилей в Северной Америке.
Но вот в чем американцы действительно уступают своим конкурентам из Японии и Европы, так это в производстве экономичных двигателей. В отличие от американских коллег, японцы серьезно продвинулись в производстве гибридных двигателей (комбинация двигателя внутреннего сгорания и электрического привода), которые помогают существенно снизить расход бензина. Начиная с 2005 года, когда цена на нефть постоянно росла, расход бензина стал существенным показателем для многих американцев, желавших приобрести автомобиль.
Переговоры
Тем не менее, нельзя сказать, что американские автомобили совсем не способны конкурировать с иностранными производителями. Так, американские дороги невозможно представить без огромных пикапов, которые покупают фермеры и многодетные мамаши в США.
- И я, и мой сын всегда предпочитали «американок», - говорит Филис Хоси, дородная пожилая женщина, сидящая за рулем огромного Доджа (производство компании Крайслер). Пока мы разговаривает, Филис время от времени покрикивает на расшумевшихся на заднем сидении трех внуков.
- Я механик по профессии. Так что могу сама починить любую американскую машину. Наши заводы делают хорошие машины. Обама должен им помочь выжить, - считает она.
Но помимо сентиментального отношения американцев к отечественным автомобилям, более существенной причиной для государства вступиться за автомобильных гигантов является то, что в случае их банкротства Белому дому придется позаботиться о 800 000 пенсионерах и работниках автопрома. Чтобы помочь «Большой тройке» Барак Обама создал специальную группу в администрации во главе с инвестиционным банкиром Стивеном Раттнером. Команда Раттнера вместе с топ-менеджерами Дженерал Моторс и Крайслера должны найти ответ на вопрос как расплатиться с долгами и удержаться от банкротства до 1 июня этого года.
Детали плана модернизации и реструктуризации Дженерал Моторс и Крайслера пока не известны. Но уже было объявлено, что если Дженерал Моторс после серьезного сокращения расходов может стать прибыльной компанией, то Крайслер выживет только в том случае, если сольется с итальянской компанией Фиат.
В феврале 2009 года руководство Дженерал Моторс объявило, что намерено сократить 47 000 (из 73 000) работников по всему миру, 26 000 из них – в США. 14 из 47 заводов Дженерал Моторс будут закрыты до конца 2012 года. Кроме того, Дженерал Моторс вынуждена полностью отказаться от производства моделей Pontiac, а также существенно сократить производство моделей Hummer, Saturn и Saab.
По мнению специалистов команды Раттнера, Крайслеру никакие сокращения расходов не помогут. Поэтому администрация надавила на руководство компании пойти на слияние в Фиатом. Согласно условиям сделки, 35% акций Крайслера должны были перейти Фиату. Взамен Крайслер получает право на производство небольших экономичных моделей Фиата. Таким образом, Крайслер получает доступ на европейский рынок, а Фиат – на американский.
Команда Раттнера настаивает, что одним из главных условий для модернизации американского автопрома должно стать выравнивание уровня зарплат американских рабочих с их конкурентами за рубежом, а также повышение производительности труда. Однако эти изменения не возможны без согласия профсоюзов.
Долгое время Профсоюз рабочих автопрома (ПРА) не шел на уступки. Но сейчас, когда перспектива банкротства компаний стала более чем реальной, глава ПРА Рон Геттелфингер стал сдавать свои позиции. В рамках сокращения расходов автомобильных компаний, члены профсоюза уже отказались от выплат во время праздников, а также от некоторых бонусов. Компании больше не должны платить за колледжи детей своих сотрудников. Больше всего профсоюзы боятся, что в отношении Крайслера и Дженерал Моторс начнется процедура банкротства. В этом случае кредиторы смогут добиться через суд существенного снижения зарплаты рабочих завода и выплат пенсионерам.
Таким образом, все четыре заинтересованные стороны, - государство, владельцы и управляющие автомобильных компаний, профсоюзы и кредиторы, – вынуждены вести переговоры и как-то договариваться. И от результатов этих переговоров зависит будущее автомобильной промышленности США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции