Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
27 апреля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре был потерян в результате аварии истребитель Су-35БМ.
Как сообщается, машина разбилась в ходе скоростной рулежки, и полностью сгорела в результате возникшего пожара. Летчик-испытатель Евгений Фролов катапультировался и не пострадал. Расследованием причин аварии занимается специальная комиссия.
Аварии боевых самолетов всегда неприятны, а когда в результате подобных происшествий теряются новейшие машины это неприятно вдвойне. На ВПП аэродрома Дземги разбился четвертый (третий летный) экземпляр истребителя Су-35БМ, построенный в рамках испытаний этой перспективной машины. По информации из ряда источников он был оснащен новыми двигателями, отличающимися от тех, что были установлены на предыдущих экземплярах самолета.
Официально причины аварии пока не названы. Сообщается лишь, что в ходе рулежки у самолета отказала тормозная система, в результате чего он в конце ВПП столкнулся с препятствием. Вместе с тем, имеется информация о том, что первоначально на самолете отказала система управления двигателями, в результате чего пилот не смог ни уменьшить тягу, ни взлететь, а тормозная система не смогла остановить быстро разгоняющийся истребитель.
Потеря опытного экземпляра самолета, к сожалению, не редкость в авиации - многие машины, впоследствии прославившие себя долгой безупречной службой и многочисленными успехами, начинали свой путь в строй с аварий, а то и катастроф с человеческими жертвами. Причины таких летных происшествий могут быть самыми различными - ошибка конструктора, заводской брак, недосмотр технического состава, ошибка пилота и др. Остается лишь надеяться, что, каковы бы ни были причины потери Су-35, они не окажут фатального влияния на ход его испытаний и запланированные поставки для ВВС России.
Поставки Су-35БМ - последнего на сегодняшний момент представителя разветвленного семейства Т-10 (Су-27), планируется начать в 2010-11 годах. Этот истребитель должен стать переходной машиной для ВВС России до запуска в серию самолетов пятого поколения.
Су-35, а точнее, Су-35БМ, стал вторым в семействе Т-10 самолетом с этим индексом. Первый самолет с индексом Су-35 появился двадцать лет назад, впервые поднявшись в воздух в 1988 году под индексом Су-27М.
В 1991 году было принято решение о запуске Су-27М в серию под индексом Су-35. Первый серийный самолет поднялся в воздух в апреле 1992 года, однако большая серия развернута так и не была - всего с 1992 по 1995 год ВВС получили 12 Су-35, которые используются для различных испытаний и демонстрационных полетов.
Новая жизнь Су-35 началась в конце 90-х годов, когда вопрос о необходимости обновления авиапарка ВВС России был поднят вновь. Чтобы не размножать индексы сверх меры, за новым самолетом решили закрепить обозначение Су-35, прибавив литеры «БМ» - «Большая модернизация».
В 2008 году, с созданием двигателей серии «117» начались летные испытания новой машины, которые должны завершиться в 2010 году. Принятая в 2006 году государственная программа вооружения на 2006-15 годы предусматривает серийное производство Су-35БМ для ВВС России - предполагается, что Министерство обороны приобретет 182 машины этого типа. Кроме того, технологии, полученные при разработке Су-35, будут использоваться для модернизации истребителей Су-27 по стандарту Су-27СМ2.
Создание этого самолета - очень важный шаг для ВВС и авиапромышленности. С учетом того, что серийное производство истребителя пятого поколения, разрабатываемого по проекту ПАК ФА, начнется не ранее 2015 года, Су-35БМ позволит «закрыть окно», заменив самолеты Су-27 первых серий, вывод которых из состава ВВС начнется в следующем десятилетии.
С учетом вышесказанного, нет сомнений, что расследование аварии Су-35БМ в Дземги привлечет самое пристальное внимание. Остается лишь ждать детальной информации о причинах происшествия и его последствиях.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции