МОСКВА/РИМ, 24 апр - РИА Новости, Денис Малков. Вечный город Рим, бывший свидетелем несметного числа всевозможных политических игр как в древности, так и в новейшее время, вновь стал местом, где пишется история - на этот раз взаимоотношений двух ядерных сверхдержав - России и США, решившихся после многолетнего перерыва приступить к избавлению от самого разрушительного оружия в истории человечества.
В пятницу в Риме состоялся первый официальный контакт России и США по подготовке нового соглашения на замену договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), срок которого истекает в декабре этого года. Россию на переговорах представляет директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов, американскую - заместитель госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller).
Эту встречу - как и полагается, когда имеешь дело с решениями, затрагивающими судьбы мира, - окутывала если не завеса, то плотная дымка тайны. Директор департамента Северной Америки Игорь Неверов сказал РИА Новости, что "по просьбе американских коллег не светить встречу", рассказывать о подробностях римских консультаций он не будет, что сама встреча пройдет за закрытыми дверями и ее участники не станут посвящать прессу в детали.
Российская сторона, впрочем, большой тайны из того, что она хочет увидеть в тексте новых договоренностей не делает. По этому поводу неоднократно говорил и президент России Дмитрий Медведев и глава МИД Сергей Лавров. По поводу молчания американцев за пару дней до встречи посетовал посол РФ в США Сергей Кисляк: "Проблема в том, что мы все еще ждем, чтобы позиция США была окончательно сформулирована и представлена нам".
Быстрый старт
Пожалуй, единственное, о чем удалось узнать журналистам, когда после переговоров к ним вышли дипломаты, стало то, что эта встреча является лишь подготовкой, а полноформатные переговоры по подготовке нового соглашения начнутся в середине мая в Вашингтоне. Об этом им рассказал директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов, представляющий в Риме российскую сторону. Его визави замгоссекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller), на чистом русском языке сказала корреспонденту РИА Новости Сергею Старцеву, который был единственным российским журналистом на брифинге: "Да, это был быстрый старт". Она добавила, что проблематику нового договора по СНВ обсудят 7 мая в Вашингтоне госсекретарь США Хиллари Клинтон и Сергей Лавров.
История вопроса
Договор о Стратегических наступательных вооружениях (СНВ) был подписан президентами СССР и США в 1991 году, он будет действовать до 5 декабря 2009 года. Он обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до 6 тысяч. Россия и США в 1993 году подписали договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Российская Федерация вышла из него в ответ на отказ США от договора 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем.
Двустороннее соглашение о сокращении к 31 декабря 2012 года стратегических наступательных потенциалов СССР и США до 1,7-2,2 тысячи ядерных боезарядов было подписано 24 мая 2002 года (так называемый Московский договор), но этот документ не включает в себя механизмы проверки за его выполнением.
Если до 5 декабря новое соглашение о СНВ не будет подписано, то в сфере контроля за ядерным вооружением возникнет вакуум, говорит заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Александр Пикаев.
Что хотим мы
Находясь в Хельсинки на этой неделе, Медведев заявил, что новый договор о СНВ должен ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки (межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики). Российский президент отметил, что важно зафиксировать необходимость сокращения стратегических наступательных потенциалов и не исключил возможность договориться с США о сокращении даже в большем объеме, чем это значится в Московском договоре 2002 года (1,7-2,2 тысячи ядерных боезарядов). Президент добавил, что также необходимо исключить возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории и сделать документ юридически обязывающим для обеих сторон.
Что хотят они
Пентагон приступил к анализу ядерной стратегии, и этот должен быть завершен до 1 декабря 2009 года, возможно именно этим и объясняется отсутствие сформулированной позиции по вопросу СНВ, полагает Пикаев.
Несмотря на это американцы говорят, что не видят ничего страшного в том, чтобы вести переговоры и параллельно работать над стратегией, которая составляется с прицелом на ближайшие 20 лет. Кроме того, так они смогут корректировать обзор своей ядерной политики в зависимости от хода переговоров.
На чем можно споткнуться
Разногласия могут возникнуть, во-первых, по вопросу, что считать, какие правила засчета. Так, американцы, когда вели переговоры по Московскому договору, не хотели, чтобы засчитывались оперативно развернутые силы, например подводные лодки. Россия же хотела, чтобы правила засчета не отличались от СНВ-2, пояснил Пикаев.
Второй вопрос касается того, как сокращать - путем ли физического уничтожения или путем разгрузки - снимать боезаряды и где-то их складировать. Второй вариант Россию не устраивает, потому что, сказал эксперт, так боеголовки можно в течение месяца вернуть на место и увеличить число боезарядов в несколько раз.
Еще одна проблема, не устраивающая Россию, - это переоборудование носителей для решения неядерных задач. По СНВ-1 американцы имели право переоборудовать бомбардировщики, а теперь они говорят, что хотели бы переоборудовать несколько подлодок с "Трайдентами" и не засчитывать их, сказал эксперт из ИМЭМО РАН.
Перспективы
Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама на встрече в Лондоне 1 апреля 2009 года договорились начать переговоры по заключению нового соглашения. По словам Медведева, речь идет о "новой полноформатной договоренности взамен договора о СНВ". По словам директора департамента Северной Америки Игоря Неверова, после лондонской встречи в верхах экспертам МИД была дана задача так активизировать работу над соглашением, чтобы его основные параметры были готовы к приезду президента США Барака Обамы в Москву в начале июля.
Заключить полноценный договор в течение нескольких месяцев, которые остались до декабря, не удастся, уверен Пикаев, особенно в условиях, когда у США не сформирована позиция. Наверно, России и США надо выходить на какой-то рамочный документ, который на время заменит договор, полагает эксперт.