Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
В истории военной авиации есть немало выдающихся самолетов, без упоминания о которых не обходится ни одна подробная энциклопедия. Среди многих истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков и других самолетов, выделяются те машины, которые стали рубежными в развитии ВВС и авиационных технологий, надолго определив стандарты и направления развития авиационной техники. К числу таких машин, безусловно, относится и истребитель-бомбардировщик Су-7Б, первый полет которого состоялся 24 апреля 1959 года.
История этого самолета, впрочем, началась раньше – в 1953 году, когда возрожденное ОКБ П.О. Сухого получило задание спроектировать и в 1955 году предъявить на испытания сверхзвуковой фронтовой истребитель со стреловидным крылом. Скорость машины должна была составлять не менее 1800 километров в час. Проектирование машины, в основу которой был положен нереализованный проект 1948 года, завершилось летом 1954 года, новый самолет получил индекс С-1. Первый полет новой машины состоялся 7 сентября 1955 года. В ходе заводских испытаний машина показала отличные характеристики, в частности максимальную скорость более 2000 километров в час, и вскоре последовало решение о серийном производстве истребителя Су-7.
Однако в это время ВВС СССР уже ощущали острую потребность в машине иного класса – скоростном истребителе-бомбардировщике. В 1957 году задание о проектировании такой машины под индексом С-2.2 попадает в тематический план ОКБ Сухого. Для ускорения процесса разработки, новую машину начинают создавать на базе истребителя Су-7. На это решение также повлиял тот факт, что в качестве перспективного истребителя ВВС предпочли самолет Е-6 (будущий МиГ-21) ОКБ Микояна, в результате чего производство Су-7 было решено ограничить малой серией.
Первый Су-7Б, как уже было сказано, поднялся в воздух 24 апреля 1959 года. Наиболее серьезным доработкам, по сравнению с базовым Су-7, подвергалась система вооружения. Появились бомбардировочные приборы управления огнем и балочные держатели, обеспечившие более широкую номенклатуру вооружения. Кроме того, машина получила новый двигатель.
Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б был запущен в серию в 1960 году, а в 1961 – официально принят на вооружение. Арсенал самолета включал две 30-мм пушки НР-30 (боезапас по 65-80 снарядов на орудие), свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-3К, С-5, С-24. Самолёт мог нести также тактическое ядерное оружие - бомбу 8У69 мощностью 5 кт. Общая масса бомбовой нагрузки достигала двух тонн.
В 60-70-х годах Су-7Б и последующие модификации машины составили основу советской истребительно-бомбардировочной авиации. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались. В 1966 году на базе Су-7БМ был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В производстве находились также варианты Су-7Б - учебно-боевой Су-7У, экспортные Су-7БМК и Су-7УМК. Всего строилось 7 основных модификаций Су-7, а производство Су-7Б продолжалось до 1971 года. Различные его модификации находились на вооружении советских ВВС до конца 80-х годов.
Они поставлялись на экспорт в Алжир, Афганистан, Египет, Индию, Ирак, КНДР, Польшу, Сирию, Чехословакию. Су-7Б участвовал во многих локальных войнах - индо-пакистанском конфликте (1971 г.), арабо-израильском конфликте (1973 и 1982 г.г.), войне в Афганистане (1979-1989 г.г.), в ирано-иракской войне (1981-1988 г.г.), где показал высокую эффективность и боевую живучесть.
В ходе индо-пакистанского конфликта 1971 года самолеты этого типа, вооруженные блоками НАР активно использовались для нарушения железнодорожных перевозок – 30-миллиметровые пушечные снаряды надежно выводили из строя локомотив, после чего залп НАР сметал обездвиженный поезд с железнодорожного полотна.
В настоящее время подавляющее большинство Су-7Б списаны, а многие заняли место в авиационных музеях. В памяти множества пилотов и во всемирной истории войн они навсегда останутся как надежные, скоростные и мощные боевые машины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции