На следующее утро после матча, в котором левый полузащитник «Арсенала» Андрей Аршавин сделал покер, все новостные выпуски в эфире начинались с сообщения об этом событии. А затем весь день на наших экранах крутились видеоголы экс-зенитовца. Еще через сутки настала очередь печатных СМИ восхищаться и все газеты, понятное дело, взорвались восторгами. Потом наши СМИ перепечатывали восторги зарубежных СМИ. И т.д.
…Я уже собирался отойти ко сну. Но листая каналы на ночь глядя, наткнулся на матч «Ливерпуль» – «Арсенал». Игра поначалу складывалась скучновато. Аршавина не было видно на поле, хотя он там был.
Скучал и комментатор Георгий Черданцев, памятный мне по темпераментному репортажу об игре «Россия – Голландия» на последнем чемпионате Европы. Он тогда еще чуть с ума не сошел от счастья. А тут явно приуныл. Мне тоже стало досадно; спать захотелось пуще прежнего, но, подперев веки спичками, решил дотянуть до конца тайма. За десять минут до перерыва случилось то, что сняло сон как рукой: Шава (так любовно-ласкательно кличут Аршавина меж собой фанаты его таланта) в центре замкнул трехходовую комбинацию ударом под перекладину. Теперь о подушке не могло быть и речи.
Настроение рухнуло после того, как для «Арсенала» уже на первых минутах второго тайма счет стал 1:2.
В тот момент подумалось: сейчас начнется избиение «канониров», Шаву заменят… И опять потянуло ко сну. Но тут Черданцев вскричал не своим голосом: «Подъем!!!». Я очнулся, и на повторах уже смаковал, как «маленький русский» (так его любовно-ласкательно кличут меж собой снисходительные англичане) под номером 23 играет на опережение, отрывается от соперника и, не войдя в штрафную, оттянутым носком правой ноги мощно пробивает по воротам. Вратарь вытянулся в струнку, но все равно не успел за мячом, вонзившемся впритирку со стойкой ворот. Траектория, говорят, была немыслимой. На самом деле, вполне мыслимой. Примерно такой же, по какой Дель Пьеро вогнал мяч со штрафного в ворота «Зенита» в прошлом году.
А еще через пару минут Черданцев опять взвился, вопия: «Хет-трик Аршавина!!!». То была реакция на следующий результативный удар питерца.
На 90-й минуте комментатор совсем обезумел: это когда Аршавин мчался к воротам «Ливерпуля» подстегиваемый криком Георгия Черданцева: «Покер! Давай покер!».
Аршавин его дал. Гол оказался красавцем: мяч после могучего удара «маленького русского» затрепетал в правом верхнем углу ливерпульской сетки.
***
Покер в классном футболе на высшем уровне – такая же уникальная редкость, как взять джек-пот в игральном автомате.
Само собой разумеется, подвиг Аршавина автоматически был сразу вписан в историю британского футбола. Он стал историческим событием и в масштабе Европы. А о его эксклюзивности для российского футбола и говорить нечего.
Поговорим о его значении для самого Аршавина и для нас – великороссов.
…В принципе, Шава давно уже в ряду самых знатных ньюсмейкеров РФ. Почти как Алла Пугачева. А уж когда потянулась история с его трансфером заграницу, так казалось, что в стране нет более насущной проблемы, как обустройство дальнейшей карьеры талантливого футболиста.
Страна с утра до вечера обсуждала условия возможного контракта, его финансовую сторону, его этические основания, его патриотический или антипатриотический смысл, его возможные последствия для профессиональной участи игрока национальной сборной РФ.
Понятно, что питерский клуб и его хозяин «Газпром» не хотели уступать свою звезду «Арсеналу» ни за какие деньги. Корысть играла роль, но не первую. Аршавин был не просто самым ценным игроком команды, не только ее флагом, но ее физиономией. А как уважающему себя клубу, остаться без лица на ярмарке тщеславия футбольной Европы…
Большой спорт – странная материя. Футбол – ее частный случай. Просто, наверное, самый характерный. Из земного шара вычленяется прямоугольник газона, очерчивается жирной белой линией, и внутри него двадцать два человека готовы рвать жилы, калечиться, калечить и даже умирать, ради того, чтобы загнать мяч в ворота противоположной команды.
И что еще более странно: весь реальный мир готов сходить с ума на стадионах и у телевизоров, наблюдая раз в четыре года за беготней группы взрослых мужчин за небольшим мячом.
Получается, что мы вместе с футболистами размениваем нашу бесценную жизнь, нашу драгоценную реальность на пятаки условностей…
Обидно, должно быть, но в этом тоже жизнь. И жизнь непростая – со своими радостями, надеждами, отчаяниями, с эстетическими наслаждениями, с сердечными приступами, с открывшимися язвами, с летальными исходами, со счастливыми спасениями и т.д.
Ну, а когда к спортивным страстям примешиваются страсти политические и, более того, геополитические, то понимаешь, что футбол – это нечто большее, чем футбол. Это прообраз глобализированного мира.
«Прообраз» замечательно устроен: народы говорят на одном и всем понятном языке – футбольном. И говорят по-своему.
Мировой футбол способен локализовать патриотические амбиции народов и вместе с тем – взболтать и перемешать их. Сегодня каждый суперклуб масштаба «Барселоны» или «Челси» - это по своему этническому составу Вавилон. Сплошные вавилончики нынче и российские команды. А болельщики вслед за игроками поляризуют и взбалтывают свои пристрастия.
На чемпионатах мира или Европы – поляризуют. На национальных турнирах – взбалтывают. И мы должны признать, что глобальный футбол жив межнациональными состязаниями.
Так ведь и глобальный мир только и способен выжить благодаря межнациональной конкуренции.
***
…Я болельщик со стажем. Притом - с приличным стажем. Притом – зенитовский. Я помню время, когда за родную команду играли Марютин, Комаров, Константин Войнов. Вратарем стоял Леонид Иванов, которого «Зенит» иногда одалживал «Спартаку» на международные игры.
Помню все его взлеты и особенно хорошо – его падения. А поражение от московского «Динамо» со счетом 0:8, да на своем поле до сих пор в печенках сидит. В тот год «Зенит» был лидером чемпионата с фантастическим соотношением забитых и пропущенных мячей – 21 к единице. А после такого фиаско перед своими болельщиками он покатился вниз.
Это я все к тому, чтобы дать понять, какой бальзам на мою израненную душу пролили нынешние победы моей команды и лично Аршавин-Шава.
Спортивные страсти – это в значительной степени наивно-патриотические страсти, которые могут стать крышей и оправданием для имманентной агрессии определенного сорта фанатов, а могут быть утилизированы для своих нужд теми или иными политиками.
Переход Аршавина в зарубежный клуб – не удар по моему патриотизму. Он стал бы ударом во времена моего детства, когда понятия «государство» и «нация» были для советских граждан абсолютно тождественны.
Теперь же, подобно тому, как великий игрок долго не может вариться в собственном соку, так неизбывное патриотическое чувство не должно замыкаться в узеньком кругу собственного двора, затем – улицы, города, государства…
Государство всегда помнит о границах. Нация их не знает. От того патриотическое чувство не может не расти.
Раньше я болел только за «Зенит» и за Сборную. А нынче меня есть возможность попереживать за «Арсенал». А также – за «Челси». Там – наш Абрамович и почти наш Хиддинг.
…Отныне Шава – живая легенда российского футбола. А может быть, надо брать выше?..
Может быть, если у Аршавина так дело пойдет с дублями, хет-триками и покерами, то мы назовем его национальной гордостью великороссов?..
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции