Илья Крамник, Дмитрий Косырев, обозреватели РИА Новости.
Итак, Россия готова подвергнуть НАТО своим односторонним санкциям, если июньские учения этой организации в Грузии не будут отменены. Санкции не то чтобы очень серьезные - представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин предупреждает, что если альянс не откажется от своих планов, Россия не примет участие во встрече начальников Генштабов Россия-НАТО.
Сами по себе учения проводятся в рамках программы «Партнерство ради мира». С военной точки зрения они, запланированные довольно давно по одной из самых «безобидных» программ НАТО, активное участие в которой в свое время принимала и Россия, не несут Москве никакой угрозы, особенно учитывая тот факт, что они будут проводиться в форме командно-штабных игр, за компьютерами и телефонами, без использования боевой техники и вооружения.
Однако с учетом непредсказуемости нынешнего грузинского руководства, определенный фактор риска все же сохраняется. Учитывая это обстоятельство, а также градус отношений России и Грузии, эти маневры не могли не вызвать ответной реакции – российская армия, например, одновременно планирует провести собственные учения, которые уже названы «предупредительными». Они должны предотвратить излишне резкие шаги Тбилиси, стабилизировав обстановку.
В целом, как видим, дело не в том, чтобы Москва считала опасностью сами по себе эти учения. Дело не в них, а в том, что бюрократическая машина НАТО – а, если совсем честно, то и часть европейской общественности – чего-то не поняли по итогам августовского кризиса прошлого года. А если не поняли до сих пор, то восстанавливать те отношения, что у РФ и НАТО были до августа, отношения фальшивые и пустые, несколько бессмысленно.
Итак, лето 2008 года, Грузия, чье руководство всеми силами стремится в НАТО, сначала готовит, а потом, 8 августа, и начинает массированную военную акцию против отколовшейся автономии – Южной Осетии. И точно так же готовится вторгнуться в другую свою автономию – Абхазию, чье руководство и население также не желают иметь с Грузией ничего общего вот уже больше 10 лет. Грузинские войска обстреливают и убивают военнослужащих России, находящихся в Цхинвали по международным соглашениям, и этим не оставляют Москве никакого выбора, иначе как вмешаться. А если бы по этой части выбор был, то массовое убийство мирных жителей грузинскими солдатами также обязывает соседнюю страну немедленно вмешаться и прекратить кровопролитие.
Сначала – о провокации как методе. Режим в Тбилиси поставил в сложнейшее положение и Россию, и страны-члены НАТО, чего ни одна сторона не хотела. Здесь следует упомянуть выступление Сергея Лаврова, министра иностранных дел России, на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике России, пару недель назад. Он высказался в том смысле, что даже если бы Грузия была уже в НАТО, Россия действовала бы точно так же (мысль, собственно, очевидная). Есть над чем задуматься. Но НАТО, тем не менее, не отменяет нынешние учения в Грузии.
Теперь – о геноциде. Российская публика очень хорошо усвоила, что общественность в Европе и США, а заодно и некоторые правительства, месяца два не могли поверить, что это Грузия начала войну. Не могли поверить потому, что привыкли считать Россию виноватой в чем угодно. И это – проблема европейцев и американцев, а не только россиян.
Но сейчас-то уже весна 2009 года. Есть спутниковые и другие снимки, видео, доклады военной разведки стран НАТО. Были визиты в Южную Осетию делегаций Европарламента и другие – и ни у кого быть не может никаких сомнений по поводу факта массового уничтожения грузинскими солдатами мирного населения Цхинвали – города, где в августе 2008 года чуть не в каждом дворе возникли свежие могилы. Не подтверждаются первоначальные южноосетинские оценки в полторы-две тысячи человек убитых? А сколько покойников требуется?
Факты геноцида, имена ответственных за этот акт (они звучали во время парламентского расследования в Грузии) – все это давно есть. Никаких секретов.
Так вот, возникает вопрос: где же сделанные в НАТО выводы? Что, там кто-то думает, что можно, досадливо покрутив от случившегося головой, вернуться к прежним отношениям по линии Россия-НАТО? Думает, что лучше всего побыстрее забыть все, что произошло? Нельзя вернуться и невозможно забыть. Преступление нужно как минимум называть преступлением, а не отделываться гениально двусмысленными формулировками в документах саммита НАТО и других. Ответственность тех, кто тащил режим Саакашвили в НАТО и получил за это убийства мирных жителей Цхинвали, сохраняется. Говорить о том, чтобы больше не было провокаторов и провокаций, тоже надо всерьез. Ну, а то, что назначенные три года назад учения НАТО в Грузии готовятся по первоначальному сценарию, так, как будто они не выглядят как поддержка убийц и провокаторов - это и подавно интересный факт.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции