МОСКВА, 18 апр - РИА Новости, Ольга Липич. Сошествие Благодатного огня в Великую субботу, накануне православной Пасхи, в храме Гроба Господня в Иерусалиме - знак Воскресения Христова, а принесение его в Россию приобщает верующих РПЦ к встрече величайшего христианского праздника на Святой Земле, заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в телевизионном обращении в эфире НТВ во время трансляции схождения Благодатного огня.
Благодатный огонь, который считается одним из чудес православного христианства, сошел в субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Он возгорелся после молитвы о ниспослании чуда патриарха Иерусалимского Феофила и десятков тысяч паломников. Благодатный огонь получила и российская делегация, которую направил в Иерусалим Фонд Андрея Первозванного. В субботу огонь доставят в Москву, развезут по десяткам городов, отправят на арктическую станцию
"Празднование Святой Пасхи в Иерусалиме, в Святом граде, отличается от празднования во всех других местах. Потому что именно в этом месте, в этом граде на святом гробе и произошло таинство Воскресения - Господь воскрес из мертвых, попирая смерть. И как символ и знак этого Воскресения мы имеем сошествие святого огня в Великую субботу, которая находится в центре празднования Воскресения Христова в Святом граде Иерусалиме", - сказал патриарх.
По его словам, история принесения Благодатного огня на Русь имеет продолжительную традицию: люди стремились поделиться святым пламенем со своими близкими, и потому, преодолевая большое расстояние в самых трудных условиях, совсем не приспособленных к перенесению святого огня, паломники со времен Древней Руси все-таки совершали это действо.
В новейшее время традиция принесения Благодатного огня воссоздана усилиями многих людей - и в Великую субботу святой огонь специальным авиарейсом доставляется в Россию и разделяется по храмам, начиная с кафедрального собора Христа Спасителя в Москве.
"Через эту раздачу святого огня мы как бы все приобщаемся к празднованию Святой Пасхи у гроба Господня, молясь перед этим огнем, осеняя себя этим огнем, мы действительно, чувствуем сопричастность празднованию Пасхи Божьей в Святом граде", - подчеркнул патриарх Кирилл.
Особое внимание он уделил установленной российскими паломниками традиции сопровождать поездку за Благодатным огнем молитвой о мире на Святой Земле, к которой ежегодно присоединяются священнослужители и верующие разных стран и континентов.
"Последние годы установилась замечательная традиция: паломники, которые привозят Святой огонь из Иерусалима в Россию, совершают молитву в Святом граде, испрашивая у Господа мира для Иерусалима. И во многих храмах Русской православной церкви эхом отзывается эта молитва", - сказал предстоятель РПЦ.
"Мы просим Господа дать мир Иерусалиму, городу, где произошло спасительное Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, и верим, что все человеческие конфликты, разделения могут быть побеждены силой Божьей. На этом и основывается наша молитва", - отметил патриарх Кирилл.
В обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня в Святом граде ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви.
На днях в рунете было опубликовано обращение к патриарху Кириллу "от верных чад РПЦ", в котором выражается сомнение, "могут ли чудеса Божии совершаться "по расписанию", пусть и богослужебному". Авторы письма просят дать оценку "огню Великой субботы", а также "распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания" в дни празднования Пасхи.
Обращение подписали доктор исторических наук, кандидат богословия диакон Александр Мусин, доцент РГГУ религиовед Борис Фаликов, старший научный сотрудник Российского института культурологи Александр Люсый, поэт и публицист Борис Колымагин.
Прозвучавшее в телеэфире в Великую субботу высказывание патриарха о Святом огне стало фактически ответом на это интернет-обращение.